Источник

161. Диавол по зависти своей, видя пользу сих ответов, всеял в мысли вопрошающего старца неверие к великому старцу, а сей последний, узнав, что было у него на сердце, объявил ему следующее:   

Ответ. Во-первых и прежде всего славлю Святую и Единосущную Троицу, говоря: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Не безвременно начинаю я слово свое с сего славословия, но дабы показать ненавистнику добра демону, что в представляемых им мечтаниях не бывает ничего подобного такому славословию, а лишь смущение, печаль и уныние. Но перейдем, брат, к благодарению Бога за то, что Он избавил нас от великого искушения, постигшего нас, как неразумных, и человеколюбие Его не допустило нас погибнуть совершенно; ибо всегда истинен Тот, Кто сказал: «живу Аз, глаголет Адонаи Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему» (Иез. 33:11). Итак, будем воздавать непрестанно благодарение Спасшему и всегда Спасающему нас, Которого благодарят Ангелы, премирные Силы, небесные Воинства, Херувимы и Серафимы, благолепнейшими гласами непрестанно и немолчно взывая и вещая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», и прочая (Ис. 6:3). – Познав сие, и мы возблагодарим Того, Которого «небо – престол, а земля – подножие» (Ис. 66:1), Которому служит вся тварь. – Начнем и мы от сего написанного преобразования (Святой Троицы), и возблагодарим Отца; ибо Он помиловал мир, и "не пощадепослать Единородного Своего Сына», Спасителя и Избавителя душ наших (Рим. 8:32). Возблагодарим Сына; ибо «Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8), ради нас человеков. Возблагодарим Святого и Животворящего Духа, глаголавшего в законе, пророках и учителях, Который привлек Петра к покаянию, повелел ему идти к Корнилию Сотнику (см. Деян. 10), прославил его (Петра), дал ему власть воскрешать мертвых, как (например) Тавифу; Духа, всегда предупреждающего и сокрушающего сети вражий для призывающих Его, по пророчеству Давида, который говорит: «сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 123:7, 8). Вот, Он помиловал и нас и исцелил от такого недуга; послушаем Его слова: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14). Во всех случаях будем прибегать к смирению; ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Очевидно же, что находящемуся на высоте удобно падать. Если мы обратились и исправились – это не от нас, но дар Божий, ибо «Господь умудряет слепцы (говорит Писание), Господь возводит низверженныя» и проч. (Пс. 145:8). А что написано мне (тобою): «Кто ны разлучит от любве Христовой» (Рим. 8:35), – это слово великой меры: вот мы едва было не прервали любви, потому что умерли и удалились от корабля Христова. Но лучше мне не снимать печати и не пустословить много; понуждает меня к сему некто, говоря: «Где мудрые, (там) не умудряйся». Итак, прекращаю слово. Написал я тебе как искреннему своему любимцу. Исполняя сие, достигнешь того пути, который вводит в жизнь вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым (да будет) Отцу и Святому Духу слава, честь и держава во веки, аминь.


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle