ПОИСК УТРАЧЕННОГО БОГА
В начале 1940-х годов на нашей планете создавались не только взрослые, но и детские концлагеря. Нацисты, порой неожиданно, отбирали у родителей детей и отправляли в далекое заточение. Иногда дети были настолько маленькие, что не могли даже запомнить свою фамилию. Родители кричали им вслед, чтобы те хоть что-то сохранили в своей памяти, так им хотелось потом найти друг друга. Они расставались навсегда.
Земля наполнилась глубокими рыданиями. Плач о потерянных родителях, жуткий холод одиночества, бесчеловечное отношение захватчиков пронизывали души детей.
На самом деле, в таком положении давно уже оказалось все человечество. Люди потеряли Небесного Отца. С момента утраты Рая земля находится в непрерывном плаче. И если скорбь о потере близкого человека – самая сильная скорбь, то утрата Бога – Отца всех людей – горе неописуемое, горе смертельное.
Можно ли спастись своими силами?
Если человек упал с корабля в открытое море, то сможет ли он сам доплыть до берега? Конечно, вы приведете примеры прекрасных пловцов, которые могут долго держаться на воде. Но согласитесь, что океан еще никто из пловцов не переплыл. Поэтому упавший с корабля все же нуждается, чтобы кто-то бросил ему спасательный круг, позаботился о его здоровье и жизни, помог возвратиться на родину.
Отпав от Бога, люди не способны самостоятельно вернуться в Рай. Никто не в силах открыть сам себе двери Неба.
Вы знаете, что в древности узников заковывали в кандалы либо приковывали прочными цепями к каменной стене. Голыми руками не разорвать эти цепи. А душа человека оказалась в оковах обольстившего его демона. Грех, поселившийся в сердце, как в собственном доме, диктует свои условия.
Правда, на закате райской жизни человек вдруг увидел последний луч надежды – Бог предсказал, что семя жены поразит главу змея (Быт. 3:15). Это значило, что когда-то родится Спаситель, Который сокрушит державу обольстителя. Невинный и Чистый, Спаситель прольет Свою Кровь за грехи человека и тем самым освободит его от оков змея невидимого.
И вера затеплилась в сердцах людей. Они стали приносить Богу в дар свои жертвы: телят, ягнят, различных животных и плоды своих трудов. При чтении Ветхого Завета у вас, естественно, возникнет вопрос: зачем было нужно проливать в этих жертвах кровь невинных животных? Разве нуждается Бог вообще в жертвах, тем более кровавых?
Конечно же, Бог не нуждается в жертвах. В них нуждались люди. Жертвоприношения Ветхого Завета были глубоко символичны. Проливаемая кровь невинных животных предызображала Кровь грядущего Спасителя, которая прольется за грехи всех людей и очистит их. Кровавые жертвы были свидетельством огрубевшего человека о надежде на очищение своей души в будущем.
Одновременно человек стал учиться молиться. «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26), – говорит Священное Писание. Утратив непосредственное духовное ви́дение Творца, человек ищет Его умом и сердцем, с покаянными чувствами обращается к Нему.
Чертог Твой вижу, Спасе мой,
Он блещет славою Твоею, –
Но я войти в него не смею,
Но я одежды не имею,
Дабы предстать перед Тобой.
О, Светодавче, просвети
Ты рубище души убогой,
Я нищим шел земной дорогой:
Любовью и щедротой многой
Меня к слугам Своим причти.
П. Вяземский
Это была только надежда, потому что, какое бы добро ни делал сам человек, он не мог исцелить собственную природу. Даже величайшие праведники Ветхого Завета, весь смысл своей жизни положившие на служение Богу, не могли освободиться от греховной порчи. Первородный грех оставался в их сердце, хотя бы подавлялись все его проявления. Поэтому все ветхозаветные праведники по смерти сходили во ад, то есть место, где нет близости к Богу, место тоски и скорби. Однако и там их души хранили надежду на грядущего Спасителя.
Но давайте внимательней посмотрим на человечество, до сих пор живущее вне райских врат.
Человечество вне райских врат
К примеру, этого цветка сосуды:
Одно в них хорошо, другое худо.
В его цветках – целебный аромат,
А в листьях и корнях – сильнейший яд.
В таком же постоянном раздвоенье
И сердца каждодневное биенье.
Однако в тех, где побеждает зло,
Зияет смерти черное дупло.
В. Шекспир, «Ромео и Джульетта»
Читая страницы Ветхого Завета, вы увидите, что в роде человеческом после изгнания прародителей из Рая присутствуют две линии бытия. Обе яркие, насыщенные переживаниями бесчисленного числа людей – и при этом противоположные друг другу.
Первая – глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя. Об этом свидетельствовали молитвы и жертвы людей праведных.
Вторая – патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты передается от поколения к поколению, развивается на душевно-телесном естестве людей, захватывает новые живые клетки и умерщвляет их. Потихоньку зло достигает невиданных размеров. Очевидный пример проявления двух указанных тенденций, двух линий бытия заметен уже в первых детях Адама и Евы.
Это известные вам Каин и Авель.
Каин и Авель
Первенцем был Каин, а затем родился Авель. Хотя они жили вместе, однако духовная жизнь братьев развивалась по двум противоположным направлениям. Когда они решили принести жертву Богу, то Авель принес в дар лучшее от своих стад, а Каин плоды, какие придется. За этим стояло их личное духовное отношение к Богу. Господь видел их сердце, и Он принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг. Ведь для Него ценна не величина пожертвований, а чистота доброго сердца.
Говорят, дым от жертвы Авеля вознесся к небу, а от жертвы Каина – стелился по земле. Каину следовало тогда понять, что надо быть более внимательным к своей душе. А он чрезмерно опечалился от зависти.
Господь, желая помочь Каину, сказал: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). В этих тихих, мирных словах Небесного Отца вы откроете две истины. Во-первых, здесь указывается на глубокое духовное повреждение человека, которое, если не сдерживается, то влечет к совершению злых дел. Во-вторых, Господь не оставляет человека ни в каком искушении и всегда подаст помощь тому, кто хочет господствовать над грехом.
Каин не устоял перед натиском злых помыслов, он отверг призыв Божий. Зависть в отношении близости Авеля к Богу, нежелание самому достичь того же приводят к трагичной развязке: Каин убивает брата.
Быть может, преступные чувства Каина выразил Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери», вложив их в уста последнего:
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой...
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
Это – нетерпимость к духовной высоте другого. Нежелание самому восходить к той же высоте.
Так на земле появляется человекоубийство.
Проклятие ложится на душу Каина, он становится пожизненным скитальцем. Род каинитов – основной проводник нечестия на земле с самого начала существования людей вне Рая.
Потомки Сифа
Надежда на Бога, стремление к добру процветают в потомках еще одного сына Адама и Евы, имя которого Сиф.
Люди жили тогда более 900 лет, ведь они совсем недавно потеряли вечность. У них пока сохранялась хоть малая способность слышать голос Божий (об этом свидетельствует даже пример Каина).
Человечество быстро распространяется.
Потомки Сифа за свое благочестие и служение Богу называются в Священном Писании сынами Божиими. Яркий представитель праведного рода – Енох, который «ходил пред Богом» (Быт. 5:22), то есть в каждый момент своей жизни хранил в сердце верность Богу, непрестанно помнил о Нем. За это Господь взял Еноха на Небо.
Однако вы знаете, что как дрожжи постепенно заквашивают тесто, так и грех постепенно охватил благочестивый род. Сыны Божии прельстились телесной красотой каиниток. Сифиты и каиниты вступают в браки. Чистый исток сливается с мутной болотной жидкостью. Праведники забывают истинного Бога, перенимают худые обычаи, развращаются.
Поэтому Господь говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).
Что означают слова: «потому что они плоть»? Поскольку люди положили целью жизни удовлетворение низких, плотских желаний, то Господь назвал плотью самих людей. Человек стал неспособным к принятию Духа Божия.
А зачем Бог сократил дни жизни людей? – и чтобы вразумить их: грех не может подарить человеку вечность; и для того, чтобы за короткий теперь срок жизни человек не натворил слишком много зла.
Тем не менее грех прогрессирует в человечестве подобно раковой опухоли. «Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Эта простая фраза верно описала целую эпоху жизни древних людей. Люди в прямом смысле забыли своего Творца, так что атеизм имеет корни еще в допотопном мире. Мысли людей и чувства их сердца, словно помойная яма, стали вместилищем одних нечистот. Грех достиг своего пика. А ведь Бог видит каждую мысль человека и каждая злая или нечистая мысль, подобно острому ножу, наносит рану человеческой душе.
Богоустановленное достоинство и назначение человека были полностью им же ниспровергнуты. Тогда Господь наводит на землю Всемирный потоп.
Всемирный потоп
Не было ли это слишком жестоко? – Представьте, что кто-то заразился гангреной, и его жизни грозит смерть. Лучше ампутировать больную часть тела, чтобы не погиб весь организм. Господь наводит потоп на гниющее грехами человечество. От жизни отсекаются те, кто не захотел противостоять духовной инфекции. В этом был смысл, так как для сохранения хотя бы и единственного прекрасного растения необходимо выполоть множество сорняков, чтобы последние не задавили первого.
Среди людей в то время нашелся один, который «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8) – Ной. О его жизни Библия выражается в простых и ясных словах: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).
Ради того, чтобы вера в Бога, надежда на Спасителя и стремление к добру вообще не погасли на земле, Господь сохраняет одного святого человека и его семью (всего восемь человек: Ной с женой и три сына с женами). В этом катаклизме был спасен не самый сильный или сметливый, а самый праведный.
О ковчеге
Бог повелел Ною соорудить деревянный ковчег определенных размеров. Это было огромное четырехугольное судно наподобие дома, длиной 150 метров (больше современного футбольного поля), шириной 25 метров, высотой 15 метров, в три яруса.
(Заметим, что в XX веке неоднократно производилась реконструкция модели ковчега. Оказалось, что ковчег имел большую вместимость, чем суда с покатыми боками. А сравнительно большая длина ковчега, в шесть раз превосходящая ширину, позволяла выдерживать удары волн и оставаться на плаву.)
Господь повелел взять в ковчег животных каждого вида, по семь пар чистых (которых можно приносить в жертву) и по одной паре нечистых – для сохранения животного мира на земле. Взял Ной также запас пищи для всех на целый год.
Но неужели ковчег был способен вместить такое количество животных и пищи? На самом деле, да. Ученые подсчитали, что вместимость ковчега равнялась 520-ти железнодорожным товарным вагонам. Общая площадь трех палуб ковчега была 8 808 квадратных метров, а полный объем его – 39 500 кубических метров. На размещение пар всех видов животных оказалось достаточно чуть больше половины палубной площади. Остальное место назначалось для запасов пищи и семьи самого Ноя.
Виды потопа
Господь заранее открыл Ною день начала потопа. Ной с семьей ввели в ковчег представителей всех видов животных и птиц. После этого начался сильный дождь, не прекращавшийся в течение сорока суток. Затем вода усиливалась еще сто пятьдесят дней. Можно представить себе весь ужас людей, заставших непрерывное увеличение воды. Очевидно, подобная катастрофа была связана с Божиим воздействием на атмосферу и геосферу того времени.
Здесь есть смысл сделать некоторые уточнения. Как полагают ученые (например, Генри М. Моррис, Джон К. Уиткомб, Джозеф Диллоу), до потопа землю окутывал громадный прозрачный паровой покров. Дождей тогда не было. Как говорит Священное Писание, после сотворения мира «Господь Бог не посылал дождя на землю, ...но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли» (Быт. 2:5–6). Не случайно о радуге в Библии упоминается уже после потопа. Паровой покров создавал на земле равномерную парниковую температуру. То есть климатические условия во всех частях земли были одинаковые.
В данном случае интересны факты находок в полярных районах следов тропических растений и животных. В особенности поразительно обнаружение на северном побережье Сибири и Аляски останков около пяти миллионов мамонтов, замерзших несколько тысячелетий назад. Многие мамонты сохранились почти в полной целости, у некоторых находили на языке недожеванные цветы или стручки бобов. Мамонты были внезапно захвачены резким понижением температуры.
Заморозить огромное животное, причем так, чтобы кристаллы льда не образовались внутри клеток тела, возможно лишь при мгновенном наступлении крайне низкой температуры (100 градусов ниже нуля). Это могло произойти только при разрушении атмосферного парникового покрова. Сорокасуточный дождь в начале потопа как раз означал разрушение паровой оболочки, а значит, и изменение климата в различных частях земли.
Можно полагать, что дальнейшее усиление воды в течение 150 дней было связано с подъемом, по воле Божией, океанского дна и опусканием материков. На это указывают и геологические данные: в земле присутствует мощный слой глины, илистого наслоения, в котором нет никаких остатков органической животной жизни. Данный слой обнаружен по всей Европе, в Северной Африке и Западной Азии. Он резко отделяет слои каменного века (палеолита) от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Как полагают ученые (Мортилье, Кювье и другие), это илистое наслоение с морского дна произошло под действием мирового катаклизма, когда суша опустилась ниже уровня океана и воды затопили землю. Безграничные массы воды покрыли вершины самых высоких гор. Это значило, что потоп покрыл буквально всю планету.
Так на земле погибло все живое. Затем вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце потопа Ноев ковчег остановился на Араратских горах. В первый день десятого месяца показались вершины всех гор. К концу года вода вошла в свои вместилища.
Весть голубя
Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но птица улетала и прилетала обратно, не находя суши.
Потом Ной выпустил голубя, и тот, тоже не найдя суши, вернулся в самые руки Ноя. Через неделю Ной опять выпустил голубя, который на этот раз принес свежий масличный лист, став провозвестником спасения и мира человека с Богом. Выпущенный вновь через неделю, голубь не возвратился, а еще через неделю Ной со всей семьей вышли из ковчега на сушу.
Животные были выпущены, они вновь наполнили землю. Ной устроил жертвенник, то есть место для принесения жертв, и совершил жертвоприношение в благодарность Богу за спасение. Господь благословил Ноя и заключил с человеком завет, обещая, что всемирного потопа больше не будет. Символом этого завета стала радуга. Завет Бога с человеком после потопа означал, что свет истинной веры на земле не погас и что Господь вновь открывает Себя навстречу людям.
Вы, наверное, удивитесь узнав, что предание о потопе широко распространено в самых различных народах. Английский исследователь Артур Гук обнаружил, что халдеи, финикийцы, вавилоняне, фригийцы, сирийцы, персы, греки и армяне имеют более или менее согласные сказания о потопе.
Повествование фригийцев упоминает Еноха как провозвестника потопа и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Была найдена древняя фригийская монета, на одной из сторон которой изображался, хотя и грубо, ковчег и буквы N-O, возможно, относившиеся к Ною.
Индия и Китай имеют записи о потопе, при котором спасся некто с семью членами своей семьи. Мексиканцы хранили предание о человеке, сделавшем судно для спасения при надвигающейся катастрофе.
А миф о Гильгамеше, хранимый вначале шумерами, а затем вавилонянами, хотя включает элементы политеизма, однако сохраняет много подробностей о подготовке ковчега (герой повествования носит имя Ут-напиштим), о потопе и как ковчег остановился на вершине горы, о голубе и вороне, хотя добавляет и ласточку; наконец, о жертвоприношении по окончании потопа.
Но наверняка вам теперь не дает покоя вопрос: сохранился ли и где сейчас находится Ноев ковчег?
Где сейчас Ноев ковчег?
В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских. Большой Арарат – это гора высотой 5165 метров. Вершина почти на километр покрыта льдом. Поэтому, если вы решитесь отыскать ковчег, то это очень непросто. Впрочем, его уже не нужно искать. Ковчег давно найден.
Начнем с глубины веков. Еще в III веке до P. X. вавилонский и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит древний ковчег. Люди сдирали с него смолу и использовали в качестве противоядия и амулетов. В I веке по P. X. иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» сообщал, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом же свидетельствовал Феофан Антиохийский в 180 году.
Веками случайные путешественники либо усердные паломники отдирали частицы остова корабля. Но он сохранился.
Уже в XIX веке появилось несколько сообщений о наблюдении остатков ковчега. А турки рассказывали, что даже побывали внутри корабля. Это произошло в 1840 году, когда лето выдалось исключительно жаркое и верх ковчега оттаял. Турки вошли внутрь и видели верхний отсек высотой в пять метров и стойла для животных, остальные отсеки оставались заполненными льдом.
В 1916 году русский авиатор Росковицкий наблюдал ковчег, пролетая около вершины горы. Император Николай II снарядил экспедицию Академии наук, путь которой прокладывали пятьсот солдат. Корабль был найден, измерен, сфотографирован. Эти материалы были отвезены в Академию, но дальнейшая их судьба нам неизвестна.
Подобным образом в 1940-х годах один из летчиков, пролетая над Араратом, заметил на ее вершине остатки колоссального корабля, вмерзшего в высокогорное озеро.
В начале 50-х годов альпинисты предприняли две попытки отыскать Ноев ковчег, но снежные бури воспрепятствовали успеху. Поиск затруднялся и тем, что Арарат находится на стыке границ трех государств, заключивших договор о запрещении подниматься на гору.
Наконец, в 1955 году французский альпинист Фернан Наварра вместе со своим одиннадцатилетним сыном взошел на вершину горы. Он нашел ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте 5 километров и сумел вырезать кусок обшивки корабля. Его экспедиция проводилась без официального разрешения. На обратном пути Наварра был обстрелян пограничниками и арестован. Однако он смог доказать свое незнание о запрете посещать это место и был благополучно отпущен. Ему оставили все фотопленки и даже вырезанный кусок, который военные приняли за топливо.
Кусок ковчега подвергли радиоактивному анализу в нескольких странах. Результаты показали возраст постройки: около пяти тысяч лет. После Фернана Наварры на Арарат поднимались еще несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки. Это продолжалось до середины 70-х годов, когда турецкое правительство запретило подъем на гору.
А американский космонавт Джеймс Ирвин, включившийся в новые поиски ковчега в 1982 году, сказал: «Если пребывание на Луне заставило меня серьезнее оценить красоту Земли, этого Божьего дара, дающего возможность поддерживать жизнь, то восхождение на гору Арарат помогло мне лучше осознать покровительство Всевышнего Своему народу в этом мире и Его осуждение за грехи не только людей времен Ноя, но точно так же и сегодняшнего поколения».
Вновь грех
Впрочем, воды потопа, стершие с лица земли носителей зла, не уничтожили само зло, как реальное явление человеческой жизни. Вновь в среде родных друг другу людей проявляются два противоположных духовных направления.
Ной впервые сделал из виноградного сока вино и, не зная его силы, выпил и опьянел. Так, он лежал обнаженным в своем шатре. Один из его сыновей, Хам, увидел это и пошел, рассказал братьям Симу и Иафету. Но братья не поддержали Хама в его непочтительности родителю. Сим и Иафет взяли одежды отца, подошли к Ною так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его.
В поведении Сима и Иафета видно благоговение перед отцом, немощь родителя не спровоцировала их на неуважение к нему или насмешку. В поведении же Хама заметно непочтение к отцу, то есть к источнику собственной жизни. Это в конечном счете скрывает в себе хулу на Подателя всякой жизни. Поэтому Ной, пробудившись, проклинает Хама, предсказывая, что его потомки будут в рабстве у других народов.
Сим и Иафет получают благословение отца. Им предсказано, что потомки Сима сохранят истинную веру, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.
Семиты – это в первую очередь народ еврейский, а также арабский.
Иафетиды – в частности, народы Европы, в том числе русский.
Хамиты – например, народы Африки.
Вавилонская башня
Вы все помните кадры, которые казались невероятными: небоскребы, – эта гордость всем известной державы, этот символ могущества на планете, – превращаются в груды песка и камня, погребают под собой тысячи жертв. Прямой эфир запечатлел бессилие и растерянность тех, кто самоуверенно воздвиг эти гигантские здания. Казалось, какая-то загадка, какая-то тайна стояла за этой катастрофой.
...Потомки Ноя долго жили вместе в одной стране и говорили на одном языке. Когда же люди вновь умножились, их сознание породило необычайную идею: «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).
Что означала эта идея? В древности наиболее высокими зданиями являлись храмы Божии. Человек издали видел храм и вспоминал о Небесном Отце, о необходимости общения с Ним и что весь мир находится под покровом Всевышнего. У вавилонских строителей вы видите другую идею: они желают построить «себе... башню до небес» и сделать «себе имя».
Что же это было, как не попытка самоутвердиться, закрепить свою жизнь на земле без Бога? Вавилонская башня выразила то пагубное стремление цивилизации, при которой на первое место возведено лишь земное благополучие. Люди утратили общение с Богом и решили обустроиться здесь, на земле, оставив все мысли о Небе.
Человек вновь поражен гордостью, самовозвеличиванием. Он поставил в центре мироздания самого себя. В одной революционной песне есть слова: «...На небо поднимемся, Бога прогоним...» Человек стал костенеть в самопоклонении. И обратите внимание, что желание построить «башню до небес» повторяло древнее искушение стать «как боги». Подобно падшему Адаму, строителям вавилонской башни показалось, что можно чисто внешним, техническим действием взойти на высоты совершенства.
Как ни странно, безбожная идея на некоторое время сплотила людей. Могло ли это единство принести людям пользу, когда осуществлялось на основе материальных, греховных интересов? Из истории вы знаете, как быстро вчерашние союзники отечества становятся его врагами, когда союз направлен только на земные, корыстные цели.
Господь не допустил осуществиться дерзкой попытке. В какой-то момент Он «смешал» язык людей, и они перестали понимать друг друга. Так Бог показал людям, что единство на основе греха не родит взаимопонимания, и что гордость рано или поздно приведет к жалкому состоянию одиночества. Своим действием Господь не позволил людям застыть в состоянии самообожествления, в ту эпоху многие поняли, что человеческие прогресс и цивилизация не создадут рая на земле.
Люди вынуждены были бросить начатую стройку.
В истории Вавилона и Древней Месопотамии известны храмы в виде ступенчатой башни. Такое строение называется зиккурат. Самым известным по величине зиккуратом являлась башня Этеменанке, что переводится как «Дом основания неба и земли», в Вавилоне. Некоторые предполагают, что это и есть описанная в Библии вавилонская башня.
Историк Геродот (V век до P. X.) подробно описал Этеменанке: «...святилище Зевса Бела с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая сторона его длиной в две стадии (аттическая стадия, которой пользовался Геродот, равна 177,6 м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в одну стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет».
Возможно, это была уже более поздняя башня, о чем свидетельствуют данные археологии. На рубеже ХIХ-ХХ веков ученый Роберт Кольдевей в течение пятнадцати лет вел раскопки на территории Древнего Вавилона. Он обнаружил гигантский фундамент, а также некоторые надписи, в которых шла речь о башнях. Знаменитая вавилонская башня была разрушена достаточно давно, но в память о ней воздвигли другую. Так, сохранились слова царя Набополасара: «К этому времени Мардук (вавилонское божество) повелел мне вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была, воздвигнуть – фундамент её установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». Сын его Навуходоносор добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки, так, чтобы поспорить она могла с небом».
Впрочем, и эта башня со временем превратилась в руины. Да и могли ли устоять дела людей, отвернувшихся от Небесного Отца?
Они разошлись по всей земле, смешение их речи развилось в многообразие языков и наречий. А упавшие небоскребы еще раз обличили слабость человеческой гордости и обнаружили отсутствие духовного единства среди людей, поскольку повлекли новые войны, которые так нравятся тем, кто любит делать имя самому себе.
Язычество
В начальной русской летописи сказано: «Пошел Владимир на ляхов и занял города их – Перемышль, Червен и другие, которые и теперь под Русью; победил вятичей и наложил на них дань от плуга, как и отец его брал. Когда князь пришел в Киев и приносил жертву кумирам, вместе с людьми своими, то старцы и бояре сказали:
– Бросим жребий на мальчиков и девиц; на кого падет, того и зарежем богам.
В это время жил в Киеве один варяг; двор его стоял там, где теперь церковь Святой Богородицы, построенная Владимиром; варяг этот пришел из Греции, держал веру христианскую, и был у него сын, прекрасный лицом и душою; на него-то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали:
– На твоего сына пал жребий; боги выбрали его себе, чтоб мы принесли его им в жертву.
Варяг отвечал:
– То не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят; сделаны руками из дерева; Бог же один, Которому служат греки и кланяются; Он сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека и дал ему жить на земле; а эти боги что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими; не дам сына своего бесам.
Посланные пересказали слова варяга гражданам; тогда народ, взяв оружие, пошел на варяга и разломал забор около его дома. Варяг стоял на сенях с сыном; ему кричали:
– Отдай сына; нам нужно принести его в жертву богам.
А он отвечал:
– Если то в самом деле боги, то пусть пошлют одного бога взять моего сына; а вы из чего так хлопочете?
В народе раздался яростный крик; толпа бросилась, подрубили сени под обоими варягами; и таким образом убили их, и никто не знал, где их похоронили».
Это произошло, потому что наша страна была языческой. Но как человечество могло дойти до подобного?
Знаете ли вы, что бывает с домом, который долго остается без ремонта? Он приходит в ветхость и рано или поздно разваливается. По вавилонском рассеянии людей их религиозное сознание деградирует.
Праведников становилось все меньше, учить людей истинной вере было почти некому. Предание об истинном Боге забывалось. Это подобно тому, как если вы когда-то давно слышали о ком-то хороший рассказ, но, не зная этого человека лично, лет через двадцать, стали бы пересказывать – многое окажется вашей собственной выдумкой. Возникли религиозные понятия по меркам человеческой испорченности. Люди, распространившись по земле, выстроили свое отношение к Богу соответственно собственным стереотипам.
Так на земле появилось язычество – лжедуховность и лжерелигиозность.
Сам термин «язычество» происходит от церковнославянского слова «язык», означающего »народ». Этим указывается на совокупность убеждений, которыми жили народы, не знающие Божественное Откровение.
Язычество – это создание представлений о Боге и религиозных правил в согласии с собственной греховностью. На первое место здесь поставляется не воля Божия, а стихийное начало, живущее в падшем человеке.
Забыв Бога истинного, люди стали бояться смерти, они потеряли правильное представление о вечности. Так возникло отчаянное желание «взять от жизни всё», насладиться земными благами. Счастье стали видеть в максимальном удовлетворении естественных потребностей.
Кто-то может спросить: а разве не ради этого живут многие, разве нельзя найти в этом какую-то да радость?
Вы видели фильм «Человек, который смеется»? Или, может быть, читали роман, по которому фильм был снят? – Несчастный казался смеющимся потому, что его лицо было в детстве изуродовано. Так и люди, которые удалились от Бога и пытаются насладиться земными благами, духовно изуродованы и только кажутся смеющимися и счастливыми.
Религиозное чувство не умерло в душах людей, но оно стало выражаться в уродливых формах поклонения твари вместо Творца. Язычники стали обожествлять предметы и явления видимой природы.
Возникло идолопоклонство. Оно выразилось в основном в следующих видах: фетишизме – обоготворении различных предметов – камней, раковин, кусков дерева и т.д.; натурализме – обоготворении сил и явлений природы; сабеизме (от еврейского Zaba – звездная сила) – обоготворении небесных светил – звезд, солнца, луны (отсюда произошла астрология); зоотеизме – обоготворении животных; и антропотеизме – обоготворении человека. По всей земле стали воздвигаться идолы – изображения ложных богов. Им приносили жертвы, иногда – человеческие.
Постепенно формировалась религиозная мифология с верой во множество самых разных божеств.
Являлись ли подобные представления только вымыслом человека? Нет, часто они диктовались «извне», из потустороннего мира. Идея политеизма (многобожия) исходила от невидимых сил, наиболее близких к грешному человечеству. Но кто был наиболее близок падшему человеку? Только падшие ангелы. Они являлись людям тех времен, называя себя богами (как и сейчас, являясь, они называют себя инопланетянами и представителями сверхцивилизаций).
Римский историк Светоний (70–140 гг. по P. X.) сообщает такой случай: «В Олимпии статуя Юпитера, которую он (император Гай Калигула) приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались; а случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка».
Под действием падших ангелов возник мистицизм (или оккультизм) – таинственные учения и культы, выражающие стремление проникнуть в духовный мир, познать потусторонние силы и овладеть ими. Вновь видим гордое желание постигнуть тайны духовного бытия помимо Бога, достичь «высших» наслаждений – экстаза. Во многом это похоже на современную наркоманию, в которой пытаются на время забыться от тяготящих душу грехов. Появляется магия – попытка овладения сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и т. п. А поскольку подобные вещи крепко связывали язычников с духами отверженными, последние часто исполняли магические просьбы, мистические желания несчастных. Итог этого был достаточно печален: души язычников по смерти попадали в руки тех, кому они всю жизнь служили.
Праотец Авраам
В сказке «Дюймовочка» описывается, как крошечная девочка попадает к майским жукам. Дюймовочка отличалась удивительной красотой, но жукам она сразу же не понравилась: «У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» Дюймовочку прогнали, она залилась горькими слезами.
Каждый из вас знает, как трудно бывает выделяться в чем-то среди остальных, если это вызывает смех или упрек окружающих. Тем более, если это касается вашего внутреннего мира, особенно веры в Бога. Но настоящая сила духа проявляется тогда, когда личность следует истине, даже если этому противоречит устоявшееся мнение толпы.
Представьте человека, который в далеком прошлом, при всеобщем язычестве и распутстве, хранил истинную веру в Бога. Таков был праведный Авраам. Его верность Богу была настолько крепка, что когда Господь сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), – он последовал, не задумываясь. Господь звал Авраама не просто к пространственным перемещениям, но, видя его верность, – к особому духовному служению.
Аврааму было 75 лет. Он был бездетен, а Господь обещал ему: «Я произведу от тебя великий народ... и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2,3). И Авраам поверил, хотя обетованного сына ему пришлось ждать до ста лет.
Согласитесь, что рождение сына от столетнего старца – чудо. Для возвещения этого чуда Аврааму является Сам Бог Троица в виде трех ангелов. В чем состояло значение такого явления? В том, что Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру в его потомстве для всего человечества. Именно в роде Авраама должен был воссиять обетованный миру Спаситель.
Но вот долгожданный сын Авраама Исаак вырастает. И вдруг отец слышит повеление Божие принести сына во всесожжение. Авраам любил сына больше, чем самого себя. Но более всего он любил Бога, Который и дал ему сына; он верил Богу совершенно.
Что происходило в душе Авраама? Он ведет сына к указанной горе, готовит жертвенник, возлагает дрова, связывает сына, возносит над ним руку с ножом и...
А теперь будем внимательны!
Это был исключительный случай испытания Богом человеческой верности. Авраам дорожил сыном, но верил Богу и знал, что Господь не пожелает человеку плохого. Исаак был молод и силен, но он не сопротивлялся. (Его смирение предуказывало на смирение грядущего Искупителя, Который добровольно примет смерть за грехи людей).
И когда Авраам был готов к жертвоприношению, то Господь не допустил смерти отрока: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего... Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря... и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:12, 15–18).
С Авраама ведет начало богоизбранный народ, который должен был хранить благочестие среди всеобщего духовного растления, свидетельствовать миру о Боге и грядущем Христе.
Истоки богоизбранного народа
Истоки богоизбранного народа, как вы видите, покоятся на глубокой вере и верности Богу. Потому что вера в Бога созидает жизнь, а безверие разрушает. Когда вы будете читать в Ветхом Завете историю избранного народа – потомства Авраамова, то заметите чередование либо искренней преданности этого народа Господу и ниспосылаемого от Него за это благоденствия, либо отступления от веры и вразумительных затем наказаний.
Благословение Божие напрямую связано с верностью Ему.
В этом смысле будет показателен такой случай, происшедший уже в нашей стране в конце XIX века. В Орловской губернии стояла страшная засуха. Жители Евтинского селения решили совершить на полях молебен о ниспослании дождя. Для этого собрали деньги, но молодежь решила пропить собранное с той мыслью, что силой у Бога дождя не возьмешь. Когда средства были растрачены, то брызнул маленький дождик, и все остались довольны своим поступком. Но на другой день, когда предполагался молебен, при совершенно ясном небе, над селением появилось небольшое облако. Со страшным вихрем из него пошел град, который уничтожил в поле рожь и выбил в домах окна. Гонимый ветром град завернул на яровое поле, где также ничего не оставил. При этом ни одно соседнее селение не было задето.
Но теперь важно затронуть один сложный вопрос. Определяется ли богоизбранность только национальностью? Благодаря чему человек или общество оказываются избраны Богом?
– Благодаря все той же верности!
В этом смысле избран был Иов, живший задолго до Авраама. Иов отличался удивительной праведностью. Казалось, Бог не должен допустить с ним никакого несчастья. Но вот он теряет все имущество, лишается детей, заболевает проказой. И тем не менее Иов сохранил верность Господу. За это Бог возвращает ему все: здоровье, детей, имущество.
Избран был Лот, племянник Авраама, живший в Содоме и сохранивший себя в чистоте, хотя весь город пребывал в духовном и телесном растлении. Содом и Гоморра были наказаны нисшедшим с неба огнем, на их месте образовалось Мертвое море – соленое озеро, в котором и близ которого нет ничего живого и по сей день. Лот был избавлен от смерти. А его жена, которая, вопреки повелению, обернулась посмотреть на сожигаемый город, превратилась в соляной столб.
Не само происхождение по плоти от Авраама делало автоматически избранником Божиим. Так, среди внуков Авраама – Исава и Иакова – избран был только Иаков (его второе духовное имя Израиль), потому что Исав оказался неверен, продав за чечевичную похлебку свое первородство.
Верен был Богу Иосиф, один из двенадцати сыновей Иакова: братья из зависти продали его египтянам, но за его смирение Господь возвел Иосифа в звание первого начальника после фараона. Иосиф простил братьев и помог всему роду Иакова переселиться в Египет, чтобы сохранилась их жизнь.
Благочестие этих праведников было подобно небольшим щелочкам в плотно закрытой двери, через которые лучики света проходят в холодный мрак помещения.
Род Иакова
Господь для того и созидал богоизбранный народ, чтобы, имея кровное родство по происхождению от Авраама, они имели родство и духовное, источая свет веры в Бога истинного всему миру.
Род Иакова (внука Авраама) умножился в Египте, это вызывало недовольство фараонов. Египтяне посчитали израильтян политической оппозицией, они стали притеснять их и, наконец, решили истребить совсем. Тогда молодое деревце благочестия было бы срублено на корню, не успев принести плода. Но Господь избирает человека, миссия которого оставила существенный след не только на судьбе израильского народа, но и в истории всего человечества. Это пророк Моисей.
Помните: когда Моисей находился в Синае возле горы Хорив, то увидел терновый куст, объятый пламенем, но при этом не сгоравший. И вдруг Сам Бог обратился к Моисею из этого пламени и призвал вывести избранный народ из египетского рабства. Господь даровал Моисею силу пророчествовать и творить чудеса. Таким образом, Бог Сам являет необходимость посредника в деле спасения людей. И это справедливо, потому что посредник – не тот, кто стоит между мной и Богом, но кто меня к Богу ведет. Со времени Моисея в богоизбранном народе пророки появлялись часто, они возвещали волю Божию и открывали людям глаза на настоящее, прошлое и будущее.
Моисей вывел народ из Египта. Людям сопутствовали явные чудеса. Когда они подошли к Красному морю, то, по молитве Моисея, воды расступились и народ прошел по дну, как по суше. Господь привел их к той же горе Хорив, где призвал Моисея, и здесь Он даровал народу, а лучше сказать, всему человечеству Свои заповеди. Данный Закон Божий сохранялся письменно. Люди различных национальностей, живущие в разное время, получили возможность приобщиться Откровению Божию. Но, с другой стороны, письменный закон означал, что сердце людей далеко отстоит от истины. Потому что письменный закон нужен тем, у кого молчит или часто заблуждается совесть.
«По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них» (святитель Иоанн Златоуст).
Действительно, даже богоизбранный народ часто впадал в заблуждения, Моисей еще был на горе в общении с Богом, а народ внизу уже сделал идола – золотого тельца и стал поклоняться ему. Господь привел израильтян к Земле обетованной (Палестине) – прекрасной, плодородной, а люди впали в малодушие и были наказаны сорокалетним странствованием в пустынях Аравии.
Бог являл им постоянные чудеса: посылал хлеб с неба – манну, изводил воду из камня и т. п., а люди все время роптали. Души людей огрубели, стали жестки по отношению к добру, зато с легкостью, подобно губке, впитывали в себя чужое нечестие. Поэтому в пределах обетованной земли израильтянам возвещено истребить все живущие там языческие народы, никого не жалея – чтобы народ израильский не заразился их язычеством.
Наследовав землю, богоизбранный народ пережил богатую и поучительную для всех историю, о чем вы подробнее узнаете из Священных книг Библии. Вначале народ держался теократии (богоправления), им управляли богодухновенные люди – судьи. Затем народ решил избрать царя, как то было у всех: но буквально после третьего властителя народ пришел в волнение и разделился на два царства. Они пережили много войн, наконец, главная столица богоизбранных людей – Иерусалим – потерпела поражение, величайшая святыня – храм – была расхищена, а люди отведены в вавилонский плен. Через некоторое время потомки Авраама вновь вернулись в землю обетованную. Сама история их постоянно свидетельствовала, что благоденствие возможно лишь при верности Богу, и именно этим определяется богоизбранность.
Почему человек не может вернуться в Рай собственными силами?
Зачем в ветхозаветные времена совершались кровавые жертвоприношения?
Какие две линии бытия можно заметить в человечестве по лишении Рая?
Что, на ваш взгляд, подвигло Каина убить Авеля?
Какой урок может вынести из этого случая современный человек?
Как вы думаете, почему грех сразу стал прогрессировать в человеческом роде?
Что вам более всего запомнилось в истории о всемирном потопе?
Какую идею пытались воплотить строители вавилонской башни?
В чем сущность язычества?
Вспомните основные вехи истории богоизбранного народа, имена его великих личностей.
А зачем вообще был избран Богом один народ, в чем заключалась причина такого избрания?