Стойте в свободе!429
Впервые величайший смысл свободы был возвещён миру Иисусом Христом.
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков», ибо «Где Дух Господень, там свобода»430. И апостол, зная, что свобода и христианство немыслимы одно без другого, говорит: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос»431.
Эта проповедь разрушила всё, что сковывало жизнь. И фарисеи, бездушные жрецы рабства, в ужасе и злобе бросились к властям с доносами на свободу, а власти трусливо схватились за мечи и решили распять её.
Они распяли Христа, но Он воскрес, а свобода, дарованная Им, освящённая Его муками, пошла в мир.
И язычество дрогнуло...
Оно решило защищаться до последних сил. Но целые века ожесточённейших, безумнейших казней, надругательств, зверств и кощунства не могли вырвать дарованную свободу. Императорская власть рушилась – и таинственный пророк из Назарета, некогда распятый и, по безумной вере жалких нищих, в третий день воскресший, казалось, готов был покорить мир.
И власть, в затаённой ненависти, склонилась перед Ним. Она признала себя побеждённой, объявила себя принадлежащей к Церкви, а взамен потребовала только одного: отдать ей в полное распоряжение свободу!
Постыдный торг состоялся. И представители Церкви собственноручно надели на свободу рабские кандалы.
Они отреклись от свободы и не почувствовали, что вместе с тем отреклись от Христа.
Свобода была скована, но служители её были живы. И началась великая, пламенная борьба за её освобождение. В этой борьбе, с одной стороны, стояли люди, всем существом своим чувствующие святость свободы, готовые на какое угодно мученичество за неё. С другой стороны – представители официальной Церкви в омерзительном союзе с государством, ненавидящие, мучающие и издевающиеся над свободой.
Эта борьба в настоящее время приняла небывалые размеры. Никогда ещё мир не видал такой тяжбы.
Смысл борьбы и теперь, как некогда, в свободе.
Но изменилось многое.
Раньше защищала свободу – Церковь. А безбожные гонители христиан распинали, вешали, бросали в кипящую смолу, отдавали диким зверям.
Теперь – наоборот. Защищают свободу безбожники, а Церковь благословляет тех, кто мучает, убивает и совершает гнуснейшие насилия над борцами за свободу.
Роли переменились.
Борцы за Христову свободу, отрицающие Христа, как верные Его слуги, идут на распятие.
А те, кто признают Его, совершают небывалые злодейства, организовывают еврейские погромы, сжигают, грабят деревни и города.
Истинное дело Христово перешло в руки тех, кто на словах хулит Его имя, а дело Иуды, предавшего Христа, взяли на себя «благочестивейшие» всех видов.
Мы веруем во Христа и исповедуем учение Его. И мы всех, в ком не заглохла эта вера, зовём на славную борьбу за Его свободу.
Мы зовём принять самое деятельное участие в русской революции. Ибо русская революция – это крестовый поход во имя освобождения скованной свободы.
Да поможет Господь всем в этом трудном деле. Погибшим вечная память. А живущие пусть помнят слова:
Стойте в свободе!
* * *
Стойте в свободе! 1906. Вып. 1 (подзаголовок «Ходите в свете»). 9 июля. Без подписи.
Гал. 5:1. Ср.: «Мы возьмём эти слова именно как вечно пригодное назидание не только в религиозном, но и в философском, не только в церковном, но и в государственном отношении, не только в отвлечённой, духовной, но и в житейской области, не только как нравственное наставление, приличное в устах учителя или пророка, но и как практический, мудрый совет, полезный для государственного деятеля» (Аксаков И. Указ. соч. С. 262).