СЛОВО в начале Успенского поста
Бодрствуйте и молитесь,
чтобы не впасть в искушение
Вот совет Иисуса Христа Своим ученикам. Он всегда поучителен и спасителен, в особенности теперь, когда мы, по милости Божией, вступили в двухнедельный, Св. Церковью установленный, пост.
В прошедшее воскресенье с этого священного места мы, разъясняя этого дня Евангелие, уподобляли, пользуясь указаниями Св. Отцов Церкви, человеческую жизнь морю, где ни минуты без опасности. Это не слова одни, но действительность и опыт доказывают их истину. Не буду исчислять бедствий, обременяющих человечество, не буду вызывать несчастных, оглушающих нас своими воплями и жалобами. Мысленно вспоминаю о тех, кого мир называет счастливцами. Мир ошибается: безусловных счастливцев не существует. Если они себя так называют, то достойны сожаления. Они дремлют и не чувствуют, как червь гложет корень цветка, который они сладостно и утешительно обоняют. Очень часто те самые блага, которые составляют человеческое счастье, бывают источником неожиданных бедствий. Очень, очень часто человек, подобно мухе, вязнет и погибает в сладости, которой желает себя удовлетворить. Пока грех гонится за человеком, он не может быть счастливым. Вот почему Сам Иисус Христос предлагает каждому верующему в Него деятельное средство, как избавиться от напасти. «Бодрствуйте и молитесь, – говорит Он, – да не внидете в напасть». В чем же состоит бодрствование, избавляющее нас от напастей?
Воин не дремлет, если знает, что вблизи его находится неприятель, готовый, подкравшись, погубить его. Так же осторожным должен быть всякий христианин, отовсюду преследуемый злейшим «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44), т. е. диаволом.
1. Христианин должен бодрствовать над своими мыслями. Так как мысль предшествует каждому слову и действию, то искуситель прежде всего нападает на мысль человека. Он старается отклонить ее от Бога и совести и занять какой-либо страстью. Так как от «юности борют нас страсти» и помышления на злое, то врагу нетрудно нападать на человека и делать его своим пленником. Но благодатью Иисуса Христа мы искуплены от этой неволи. А не то ждет нас беда, напасть, горе, если мы при нападении искусителя не оградимся благодатью или, по неосторожности, увлечемся и подчинимся ему.
Случалось слышать от людей, будто мысли в полной нашей власти и сами мы что хотим, то и мыслим. Так говорят незнающие науки духовной жизни. Если мы – христиане, то не можем не замечать, как искушения непрерывно борются с человеческими мыслями. Не стану указывать на известных подвижников, отличавшихся в духовной борьбе с обольстителем, сеятелем неправды, зависти, лукавства; я укажу на собственное наше сердце. Например, вы теперь стоите в храме и слушаете, что священнодействуют в нем. Не замечаете ли, как в это же самое время мысль ваша непрестанно скользит и уклоняется от настоящего предмета – куда-то? Вы этого не хотите, но какой-то ветер разносит ваше внимание, и в самое время молитвы вы принуждены мыслью теряться в мечтаниях. Тысячу раз вы отгоняете рассеянность, и тысячу раз она возвращается к вам. Что это значит? Отчего такое непостоянство чувствований? Отчего против нашей воли вторгаются в душу нежеланные помыслы?
Сам апостол Павел выражал скорбь человеческого бессилия такими словами: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злого, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Всякий злой и безнравственный помысел в душе, всякое нечистое намерение в нашем уме, всякое постыдное движение в сердце нашем исходит от лукавого: он отец лжи и в истине не стоит (см. Ин. 8:44). Он никогда не оставляет человека в покое. Своими внушениями он, как червь, точит наше сердце. Как же нам бодрствовать над нашими мыслями, чтобы распознать такого хитрого противника?
Бодрствовать – значит хранить в своей душе оружие; это оружие – благодать. С благодатной помощью Божией припомним заповеди Христова учения и ими отобьем все выпады своего врага. Приходит ли, например, мысль отомстить недругу? Отвергнем ее, потому что она диавольская. Христос заповедовал любить ненавидящих нас.
Представляется ли случай удовлетворить сладострастию? Избежим его, потому что этот соблазн есть отравленная стрела, пущенная диаволом. Христос заповедовал чистотою сердца подражать невинным младенцам.
Возникает ли страсть корыстолюбия, честолюбия? Необходимо истребить корень этих коварных внушений: они диавольские. Христос заповедовал искать сокровища на небесах, учил не возносить себя, но смирять. Если мы остерегаемся дурной встречи с людьми ненадежными и двери дома своего держим в осторожности от порочных и преступных посетителей, то как же не осудить себя, если не остережемся держать свою душу – наше вечное и бесценное сокровище – в беззащитности от хитрого вора?
2. Христианин обязан наблюдать за своими словами, потому что искушение через мысли переходит в слово. Ирод помыслил угодить бесстыднице, свою мысль подтвердил клятвой перед всеми и был вынужден снять голову с Иоанна Крестителя. Иуда Предатель помыслил о сребренниках и продал врагам своего Учителя. Велик грех помыслов, но пока он не обнаруживается словом, до тех пор он в нашей власти: мы можем его покорить. Но слово, вышедшее из уст, уже невозвратно. Оно может оскорбить, причинить обиду, убить невинные, немощные в вере души. Припомним, как упрашивал своих учеников апостол Павел удерживать уста от гнилых слов, как заповедовал им избегать сквернословия, пустословия и гадких шуток насмешливости. О, если бы мы вспоминали советы ап. Павла, писанные им к людям Ефесской церкви! «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего... и ожесточению сердца... вы... познали Христа... и в нем научились... обновиться духом ума вашего... Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:17, 18, 20, 21, 23, 29, 31).
Может быть, скажете: трудно быть осторожным всякую минуту. Правда, «дух бодр, плоть немощна» (Мф. 26:41). Нельзя уберечься от греха. Но для этого предлагается нам, кроме бодрствования – к отвращению напастей, – молитва и таинства. «Бодрствуйте и молитесь» (Мф. 26:41)! Для этого воздвигнут этот храм. Для этого и ныне мы собрались здесь. Не для этого ли мы начали пост, чтобы привлечь к себе покровительство Царицы Небесной?!
Братья и сестры! «Много может... молитва» (Иак. 5:16). Хотя ее сила приписывается наиболее праведникам, «ибо грешников, Бог не слушает» (Ин. 9:31), но кто знает, сколько находится в числе молящихся праведников? Если моя молитва недостойна милости Божией, то, кроме меня, здесь находятся такие, молитву которых Бог слышит.
Несмотря на наше недостоинство, Бог не уничижит нашего молитвенного жертвоприношения. Особенно наше общее совокупное молитвословие никогда не может быть отвергнуто Богом. Святой пророк Давид в радости и восхищении духа воскликнул: «То хорошо и то прекрасно жить братиям вместе!» (Пс. 132:1). Следуя ему, осмелюсь и я воскликнуть: «Как хорошо и как прекрасно молиться вместе». И как не молиться нам? Благодарность за избавление миновавших скорбей и за устранение других непредвиденных бедствий заставляет нас обращать ум и сердце ко Пресвятой Богородице и просить Ее помощи. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице мира! Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся! Твои бо есмы раби, да не постыдимся!» Аминь.