Источник

62. Госпиталь или лазарет

Что госпиталь больным, то Церковь святая христианам, духовно больным. В госпиталь больные входят через двери. В Церковь святую духовно больные входят верой и святым Крещением. В госпиталь входят больные для того, чтобы вылечиться от болезни и стать здоровыми. В Церковь святую входят духовно больные для того, чтобы вылечиться от душевных болезней и быть спасенными. В госпитале есть лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит. В Церкви святой Врач – Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и врачует. В госпитале больным лекарь запрещает все то, что препятствует лечению его, больным подаваемому. В Церкви святой находящимся христианам воздерживаться повелевает Христос от всего того, что душевному их исцелению и получению вечного спасения препятствует. В госпитале больные, которые хотят исцелиться, слушаются лекаря, и исцеляются. Так и христиане, если хотят исцелиться и быть спасенными, должны Христа-Врача слушать, и всего того избегать, что Он запрещает. В госпитале не исцеляются и не получают здоровья те больные, которые лекаря не слушают и от того не воздерживаются, что он им запрещает. Так и те христиане несцеленными остаются и спасения лишаются, которые Христа не слушают и по своим прихотям, а не по правилу Его учения живут. В госпитале больные лекарю объявляют свои болезни: «Я-де тем-то болею». Так и христиане должны объявлять свои болезни Христу, Небесному Врачу, и у Него исцеления просить. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). В госпитале бывает, что не все больные исцеляются. Бывают болезни неизлечимые, и человек не все может, что хочет. В Церкви святой иначе. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел того и усердно желал, просил, и искал у Христа. Все возможно для Того, слову и мановению Которого все повинуется, желание и слово Которого есть дело, повелением Которого хромые ходят, прокаженные очищаются, слепые прозревают, глухие слышат, мертвые воскресают, немые говорят, расслабленные и лежащие на одре встают (См. Мф.11:5). Познай только, христианин, и признай немощь свою, и проси со смирением у Врача Этого исцеления, и без сомнения жди – и непременно получишь. Только опасайся того, что спасительному Его врачеванию препятствует. В госпитале больные, желающие исцелиться, отдают себя в волю лекаря, чтобы поступал с ними так, как хочет. Так и христиане, если истинно хотят исцелиться, должны поручить и вверить себя премудрому и верному Врачу, Иисусу Христу, чтобы творил с ними, что хочет. Горькое или сладкое подает лекарство – все нужно за благо принимать. Ибо Иисус Христос – мудрый, верный, и человеколюбивый Врач, и очень хочет души наши исцелить, и так спасти. Для этого и в мир пришел, и пострадал, и умер за нас. Тела тленные и смертные исцелял, как Евангелие Его проповедует. Души ли бессмертные не исцелит? Доверим только Ему себя – да исцеляет нас, как хочет. А мы постараемся воздерживаться от всего того, что Он нам запрещает и спасительному Его врачеванию препятствует. Какая польза больному от лекарства, если он по своей воле, а не по воле лекаря поступает? Рассуждай об этом христианин, если хочешь исцелиться и так спастись. Все мы больны и всем нам требуется Врач для исцеления. Но не все познают и признают болезни свои. Начало же исцеления – познать немощь свою. Многие не исцеляются, так как не познают немощи своей. И не познают, так как не стараются познавать. И так, не познавая и не признавая немощи своей не ищут и исцеления. Видит человек немощь телесную и ищет исцеления. О, с каким бы усердием искал исцеления души своей, когда бы увидел тяжкую ее болезнь! Но то беда, что как сама душа, так и немощь ее не видна, и только теми усматривается, которые со всяким прилежанием рассматривают состояние ее. Рассматривай, человек, и познавай различную немощь души твоей – да поищешь исцеления ее у Небесного Врача Христа. Чем больше будешь рассматривать и познавать ее немощь, тем с большим усердием и желанием поищешь ее исцеления. Неисцеленная телесная болезнь грозит временной смертью. Неисцеленная душевная болезнь вечной смертью грозит. Перестань смотреть и искать, что вне тебя находится и по большей части приносит вред, а не пользу. Рассматривай и познавай, что в душе твоей делается, сколько и какие болезни ее мучают и к смерти ведут. Вошел ты в священную Церкви святой лечебницу, искать исцеления души твоей от Христа Спасителя, и так вечно спасенным быть, а не чести, славы и богатства искать, не банкеты устраивать, не в гости ездить и гостей принимать, и не за прочей суетой гоняться. В лазарет приходят лечиться, а не прихоти свои исполнять. Бедный христианин! Познай заблуждение свое, и от суеты обратись ко Христу, и старайся познавать немощь души своей, и признавай ее перед Христом, да исцелишься от Него. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). «Я сказал: «Господи! Помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою». Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего» (Пс.40:5, 37:6).

О том же

Бывает, что немощный у многих лекарей исцеления ищет, но не получает, как читаем в Евангелии о женщине, страдавшей кровотечением (Мк 5:25–26). Так и бедный христианин, видя свою страшную немощь душевную, то оттуда, то отсюда помощи себе ищет, но не получает. Многие книги с немалым трудом прочитывает, но от них исцелиться не может. Любезный христианин! Как ни старайся, и куда ни обращайся, но, кроме Христа, нигде и ни отчего не получишь исцеления. Без сомнения, полезно и нужно прочитывать книги христианские, и о них размышлаять, и в них поучаться. Они просвещают ум, дают разум, к покаянию подвигают, и к молитве побуждают. Но все они, как видим, на Христа указывают и ко Христу нас отсылают, и руководствуют, чтобы от Него искали мы исцеления и спасения. Он один и, как Свет присносущный, слепых просвещает, и, как Врач, немощных исцеляет, и, как Жизнь, мертвых оживляет, и, как Всесильный, расслабленных восставляет и хромых исправляет. Та бедная женщина, страдавшая кровотечением, когда ни от каких врачей не смогла получить исцеление, но в еще худшее состояние пришла, услышала об Иисусе, о Котором повсюду тогда слух прошел, что всех к Себе допускает, и всякие болезни не травами, а словом и силой Своей исцеляет. И подумала так: «Пойду и я к Великому тому Чудотворцу и Врачу, и по причине стыда немощи моей не явлюсь перед лицом Его, не буду объявлять скаредной немощи моей, но подойду сзади и прикоснусь к ризам Его, и так исцелюсь». И с такой верою «подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Мк.5:27–29). Видишь, христианин, веру бедной женщины! Видишь силу, действие и плод веры ее! Эта женщина учит нас, где нам и как искать исцеления немощей наших душевных, – то есть у Христа верою. Она говорила себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». Вот свойство веры! И получила то, на что надеялась. Где истинная вера, там и надежда. Возьмем в пример эту женщину. И мы приступим ко Христу с верой и надеждой, и, хотя молча, падем перед Всевидящим оком Его. И когда молимся, с верой и надеждой будем молиться. И когда ко святым и животворящим Тайнам Его приступаем, будем приступать с верой и надеждой исцеления и обновления, помня и подражая той страдавшей кровотечением женщине. Так душевная наша исцелится немощь, и иссякнет источник пагубных страстей наших, мучающих душу нашу. Признак того, что душевная немощь начала исцеляться, – когда страсти душевредные начнут усмиряться и утихать, когда менее гордости, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависти, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочего зла проявляется в человеке, как признак начавшего исцеляться тела – когда оно от вредных соков начнет освобождаться. Что вредные соки в теле, то греховные страсти в душе. Вредные соки мучают тело и умерщвляют. Греховные страсти мучают душу и к вечной смерти ведут. Здоровым тело становится, когда от злых и вредных соков исцеляется. Так и здоровой становится душа, когда от злых и греховных страстей освобождается. «Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя (душа моя) жестоко беснуется... Господи! Помоги мне» (Мф.15:22, 25). Великий бес есть грех, который в душе живет и душу мучает. Он не дает ей покоя. То к одному, то к другому, то к третьему богопротивному и пагубному делу порывает и склоняет. «Господи! Помоги мне! Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Да услышу и я, недостойный: «Да будет тебе по желанию твоему», как услышала жена хананейская (Мф.15:27–28).


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle