Источник

147. Зеркало пороки на лице показывает

Что пороки на лице, то грехи на душе. Что зеркало для лица и пороков, то обличительное слово для души и грехов. Зеркало показывает нам то, что имеется на лице: когда имеются на лице пороки, пороки и показывает; когда нет их на лице, то и не показывает их. Так и обличительное слово, как зеркало, грехи на душе показывает. Какие грехи в душе имеются, те показывает и обличает; каких грехов душа не имеет, тех и слово уже не обличает. Когда человек, увидев на лице своем пороки, заглаживает их, то уже и зеркало их не показывает; так, когда душа, отставши от грехов, очистит их покаянием и верою, уже и слово обличительное ее не касается. А что слово обличительное, то и совесть делает душе человеческой. Ибо совесть согласна с законом и словом обличительным. Верно свидетельство сего внутреннего свидетеля: что видит в душе, о том свидетельствует и обличает; чего не видит, того и не обличает. Так два свидетеля и обличителя душ человеческой положил Бог: вне – закон Свой; внутри души – совесть. Оба сии свидетеля верно и согласно свидетельствуют и обличают нас. Они будут свидетелями всякому и при Втором Христовом пришествии. Что мы ни делали ныне, о том они там будут свидетельствовать. Грешили ли мы здесь – грехи наши там будут обличать. Покаялись ли и загладили грехи наши здесь – уже и они не будут их там обличать. Добрые ли дела творили мы здесь – и они там о них будут свидетельствовать и похвалят нас.

Сие видим ныне. Когда мы добро творим, то они нас похваляют. Похваляет закон за добро, похваляет и совесть; милость похваляет закон, похваляет и совесть; кротких и терпеливых ублажает закон, ублажает их и совесть; неповинно терпящего поругание, хуление, или ссылку, или узы, или иное какое зло утешает слово Божие, утешает его и совесть. Ибо как сам грех – человеку казнь, так самая добродетель ему мзда и награда.

Отсюда следует:

1) Как нужна проповедь закона Божия, чтобы люди из него познали грехи свои, как из зеркала познают пороки на лице, и так бы, познав, заглаждали их покаянием и верою, и впредь бы их береглись, – это дело касается прежде всего пастырей.

2) Не должно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало за то, что пороки на лице твоем показывает: зачем же гневаться на проповедника, что он словом грехи твои тебе показывает? Зеркало показывает тебе то, что имеется на лице твоем: так обличительное слово обличает тебя в том, что есть в душе твоей.

3) Если кто гневается за слово обличительное, видно, что он те грехи в себе имеет, которые слово обличает вообще. Ибо это значит, что то, что в слове он слышит, в том обличает его и совесть его. Когда, человек, гневаешься за обличительное слово на проповедника, то гневайся и на совесть твою, которая тебя обличает. Однако же, как ни ярись, она не престанет тебя обличать, всегда будет тебе говорить, что видит в тебе. Лучше гневаться на себя самого, что грешил и совесть свою уязвлял. Покайся и перестань делать то, чем совесть уязвляется; и совесть уязвлять тебя уже не будет, и слово обличительное не будет тебя касаться. Тогда покой, мир и радость в душе твоей благодатью Божией будет вселяться.

4) Как зеркало ради того поставляется, чтобы пороки на лице были видны и так бы стирались, так обличительное слово не ради иной какой причины должно говорить, но ради того только, чтобы люди познали свои грехи и каялись, и так бы себя исправили.


Источник: 2006 г. "Сокровище духовное от мира собираемое". Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.

Комментарии для сайта Cackle