112. Баня
Видим, что люди, войдя в баню, омываются от скверн и пороков телесных и выходят из бани чистыми и одетыми в белую рубашку. Так и христиане, войдя в баню святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками небесного царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6:11). Поэтому святое крещение называется апостолом банею возрождения (Тит. 3:5). Потому что в св. крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся и омываемся, и делаемся новой тварью во Христе (2Кор. 5:17).
Отсюда видим, христианин, как велико человеколюбие Божие к нам. Человека, грехами оскверненного и врага своего, такой благодати, милости и чести удостаивает! Благословен Бог, благоволивый так! Слава благости Его! Слава человеколюбию Его! Эту благодать и милость заслужил нам Единородный Сын Божий, подает нам даром Небесный Отец, совершает Дух Святой. Слава Триипостасному Богу!
Христиане, которые к миру и греху любовью обращаются и беззаконничают (о таковых сказано выше, под номером 3), все то святое и великое Божественное сокровище теряют. Потому с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2Петр. 2:22). Они подобны тем людям, которые, войдя в баню и омывшись, самовольно входят в грязь и мараются. Так и они, омывшись святым крещением и забыв великую эту милость Божию, им оказанную, самовольно сквернам греховным предаются, и все более и более ими сквернятся. Сам рассуди, человек, какая польза для таких от святого крещения? Воистину, никакой. Поэтому бывает, что такие христиане нравами бывают хуже язычников и мусульман. Так как многие язычники по естественному закону такими грехами гнушаются, на которые развращенные христиане бесстрашно дерзают. Не видна у образованных язычников такая неправда, хищение, ограбление, насилие, хитрость, лесть, лукавство, ненасытное сребролюбие, мерзкая нечистота, как в развращенных христианах видится. А многие уже до того дошли, что грехов явных, законом Божиим запрещенных, за грехи не считают.
Это великая слепота, помрачение и заблуждение ума, и происходит от неблагодарности человеческой. Так человек, придя во глубину зол, нерадит. Должен христианин, как обновившийся Божиею благодатию, в лучшем преуспевать, и расти о Христе, и приходить в мужа совершенного (Еф. 4:13). Но он в худшем преуспевает, и делается хуже язычника и идолопоклонника. Такому само крещение будет во обличение в день суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами.
Отсюда видишь, христианин:
1) Как полезно и нужно христианам напоминать о святом крещении, об отрицании и обетах, ими тогда данных, то есть от кого они и от чего отрицались тогда, какие обеты давали Господу Иисусу Христу, и какой великой милости от Бога удостоились. Чтобы все это помнили, и в страхе Божием жили, и дара небесного, в крещении им данного, не потеряли, а потеряв, искали бы его с покаянием, и сокрушением сердца, и исправлением жизни своей и нравов. Это напоминание более всего подобает делать пастырям.
2) Как полезно и нужно доброе и в страхе Божием детей воспитание, и о святом крещении и обстоятельствах его им напоминание, чтобы, помня все то и рассуждая, не развратились и дара, в крещении данного, не лишились. Это обязанность родителей их. Родители родили их к временной жизни, должны благодатью Божиею и к вечной жизни их рождению способствовать. А те родители, которые детей своих не воспитывают в добром нраве, но, более того, примером злым соблазняют, те к временной жизни рождают их, а к вечной смерти дверь отворяют – лучше таким не родиться.
Возлюбленный христианин! Как все христиане, так и ты удостоился даром получить высочайшую эту милость и благодать Божию и небесные дары в святом крещении; и ты от служителя Божия слышал тогда пресладкое приветствие: Омылся еси, освятился еси, оправдался еси, и прочее. Вспомни это и осмотрись, не потерял ли и ты этого великого и небесного сокровища. Если по правилу слова Божия не живешь, а противно тому живешь, и следуешь вышеописанным грешникам, это верный признак того, что и ты духовное это сокровище потерял. Потому и тебе притча упомянутая приличествует: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.
Жалеешь и плачешь, когда теряешь телесное и тленное сокровище. Насколько больше надо плача и слез, чтобы оплакать потерянное небесное это сокровище, и слезами омывать осквернившуюся душу, и просить, искать и стучать в двери милосердия Божия – да возвратится опять оно к нам! Когда оно погубляется, то погубляется и вечное спасение. Возвратится непременно, если мы возвратимся к Богу с покаянием, и плачем, и слезами. Ибо щедр и милостив Господь (Пс. 144:8). Принимает кающихся и обращающихся к Нему, как благоутробный отец блудного сына принял (Лк. 15:20–24).
Осмотрись и ты, душа моя: что мыслишь, о чем помышляешь, что любишь и чего ненавидишь, к чему стремишься и чего отвращаешься, где живешь, где бываешь, какие желания, какие движения внутри себя чувствуешь? Небесное это сокровище внутри сердца сокрыто; но бытие свое через небесные движения и желания показывает. Подобное к подобному стремится. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! (Пс. 24:6–7). Так, обратившись от грехов к Создателю нашему, да воздыхаем к Нему всегда, и помилует нас.