Источник

107. Память об отсутствующем благодетеле

Бывает, что человек от другого человека много благодеяний приемлет, и поминая благодеяния его, всегда помнит и благодетеля, и от любви и благодарности к нему и друзьям своим о нем напоминает. Благодарное сердце всегда помнит благодетеля и благодеяния его, а неблагодарное – забывает и благодеяния, и благодетеля, как написано о Израильтянах неблагодарных: И забыли благодеяния Его и чудеса, которые Он явил им (Пс. 77:11). И поскольку благодарный человек помнит благодетеля и благодеяния его, то часто и перед друзьями своими о нем хвалится, и показывает им благодеяния благодетеля своего, и говорит о нем, что, мол, такое и такое ему сделал добро; дом ему построил, одежду ему дал, от такой-то беды его освободил, и прочее. Это означает, что сердце его благодарно человеку, благодетелю своему.

Так и христианин должен Бога и благодеяния Его бесчисленные всегда помнить и в душе своей себе говорить: Бог мой меня создал и из небытия в бытие привел, и такое и такое добро мне подает. Светила, которые я вижу, – солнце, луна и звезды повелением Его меня, недостойного, освещают, и показывают мне путь днем и ночью, и с их помощью уклоняюсь я от зла и всякого вреда. О, как бы я беден был, и ничем не отличался бы от слепого, если бы они скрылись от меня! Воздух, который вдыхаю в себя и выдыхаю из себя, Его повелением мне служит и сохраняет жизнь мою. Тотчас бы я исчез, если хотя бы на одну минуту улетучился бы он от меня. Облака, которые, как мехи, внутри себя содержат воду, и с места на место переносятся, и воздух и землю орошают, Его благоволением служат мне. Какая была бы мне польза от земли плодовитой и от семян, посеянных в ней, если бы ее не орошали свыше облака? Была бы бесплодна земля, и я, и животные мои исчезли бы без пищи, как бывает во время засухи и голода.

Дом этот, в котором я живу и отдыхаю, и от непогоды и бури прячусь, всемогущая рука Его устроила для меня. Какой бы горькой была бы жизнь моя, если бы я его не имел! Благость Его позаботилась и об этом. Пищу, которую я вкушаю и укрепляю немощное тело мое и утешаюсь; воду, которой утоляю жажду и освежаюсь, щедрая рука Его подает мне. Как бы я мог жить, если бы Он не открывал сокровища Своего, и не подавал мне благ Своих? Эту одежду, которой покрываю и согреваю нагое и многобедное тело мое, посылает мне святая и всесильная рука Его. Как бы я мог ходить нагим, и быть невредимым от холода и мороза? Человеколюбие Его позаботилось и об этом.

Его огонь согревает дом мой, и варит пищу мою, и в ночи освещает меня. Его всесильная и щедрая десница наполнила озера, реки и источники ради меня и скота моего, и произвела в них многоразличные виды рыб и всяких животных для потребности моей. Вижу я на полях и степях различные роды трав и зелий. Его повелением земля открывает сокровища свои. То и другое подает и мне, и скоту моему, от них немощному телу моему врачевство, скоту же моему они бывают пищей. Он насадил различные дерева, и те различным моим нуждам служат. Его повелением плодятся различные птицы, скоты и звери, и от них я то пищу, то одежду, то иную многоразличную пользу получаю.

Он изводит ветры от сокровищ Своих, и те меня и скот мой прохлаждают во время зноя, очищают воздух, прогоняют облака и делают ясным небо. Его всесильным словом бывает день и ночь, восходит солнце и заходит, – восходит, и бывает день, заходит и оставляет ночь. День мне служит, служит и ночь: во дни я делаю и выхожу на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103:23); в ночи даю отдых немощному телу моему, и тем собираю новые силы к поднятию трудов следующего дня, и прочее.

Он послал мне слово Свое святое, как царь милостивый письмо к рабу своему, послал через рабов Своих, избранных на это и освященных мужей. Слово Его освещает меня, во тьме неведения живущего, и, как светильник, светит мне и показывает мне путь правый, и учит отличать тьму от света, зло от добра, лесть от истины, вред от пользы, грех от добродетели, суеверие и неверие от веры, обманное блаженство от истинного, безумие от мудрости, нечестие от благочестия, и так вразумляет и умудряет меня. В нем я вижу, кто я и кто Тот, Который обо мне так милостиво и человеколюбиво промышляет. В нем я вижу, что я создание, а Он Создатель мой. От Него я имею начало бытия и буду иметь конец. Он же не имеет ни начала, ни конца, и как не начинался, так и скончаться не может, и один Он бессмертен.

В нем вижу я, что как все концы земли, так и я содержусь в его всемогущих руках. В нем вижу я, что Он как о всех созданиях, так тем более о человеке, и обо мне премудро промышляет. В том вижу я, что небо и земля и все, что в них, – Его рук дело. Солнце, луна и звезды, которые мне светят, – Его рук дело. Воздух, который оживляет меня; облака, которые орошают меня; земля, которая рождает плоды для меня, и на которой живу я; воды, которые прохлаждают и служат мне; огонь, который согревает меня и варит мне пищу; животные, которые работают на меня; деревья, которые служат моим нуждам – Его рук дела. Дом, в котором отдыхаю я; пища и питье, которыми укрепляю свое немощное тело; одежда, которой покрываю и согреваю свое нагое тело, и прочее – Его блага. Он мне все это подает.

Слово Его святое учит меня, как жить, что делать и чего избегать, как и чем Ему угождать. И показывает мне немощь мою, и обличает грехи мои, и угрожает мне за них судом Его, и так в страх и смирение приводит меня, и убеждает каяться, сожалеть о грехах, и с сокрушением сердца к Нему прибегать, милости искать и молиться: Боже! Милостив буди мне, грешному! (Лк. 18:13).

Но также меня, трепещущего, и сокрушенное сердце имеющего, и суда Его боящегося, ободряет, оживляет и утешает, чтобы не был я поглощен печалью и вконец не отчаялся получить милость Его. Так как в слове Его вижу я, что Он всем бедным грешникам, обращающимся к Нему и в грехах кающимся, и со смирением к Нему припадающим, и милости просящим, открывает двери милосердия Своего и принимает их. Если всех милует, то и меня, поскольку и я один из них. Если Он для всех благ, то и для меня; если Он для всех человеколюбив, то и для меня; если Он для всех милосерден, то и для меня; если Он всех принимает, то и меня. Если Он всех верующих в Него спасает, то и меня, так как и я верую в Него.

Где же, о возлюбленный, где Тот, Который столько тебе благодетельствует? Где так Любящий тебя, Который такую любовь являет тебе? Где тот великий Благодетель твой, Который столько благодеяний оказывает тебе? Куда удалился? Где живет, пребывает и находится? Скажи, скажи, возлюбленный! – Он везде. И от меня не далеко, но около меня, хотя и не вижу я Его, и от этого скорблю и жалею, что не вижу Любящего меня, Благодетеля моего. Водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор. 5:6–7).

Вижу я Его блага, но Подателя благ не вижу. Получаю от щедрой Его руки благодеяния, но Благодетеля не вижу. Вижу небо и землю и все, что в них, все, что сотворила рука Его, но Самого Его, Сотворившего, не вижу. Его солнце, луна и звезды мне светят; Его воздух, облака, реки, озера и источники мне служат; Его земля различные деревья, травы, цветы и плоды для меня рождает, но Его Самого не вижу. Он невидимою рукою Своею всякое мне добро посылает, но Самого Его Посылающего не вижу. Он сокровище Свое открывает и подает мне пищу, питье и одежду, но Подающего не вижу: ибо верою хожу, а не видением. Его всесильная рука сохраняет меня от козней вражьих, но Хранителя моего не вижу. Он мое прибежище, мой Заступник, мой Помощник, мое утверждение в различных искушениях, бедах, напастях и скорбях, но Самого Его не вижу. Чувствую помощь в заступлении Его, но Помощника и Заступника не вижу. Он меня, днем бодрствующего, хранит, хранит и в ночи спящего, но Хранителя моего не вижу. В доме ли я сижу – Он со мною. Из дому ли выйду – Он не оставляет меня. По пути ли иду – со мною Он. В городе ли, в селе ли, в пустыне ли, с людьми ли или без людей нахожусь – Он не отступает от меня, но не вижу Его: ибо верою хожу, а не видением.

Делаю ли что, или говорю, или мыслю – пред Ним все делаю, но Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением. В церкви ли или дома на молитве стою – перед Ним стою, но Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением. Он на меня смотрит, и видит меня, и видит, как я сажусь, и как встаю, и разумеет помышления мои, но я Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Пред Ним я колени свои преклоняю – и припадаю, и поклоняюсь, и воздыхаю и молюсь Ему, и прошу и ищу у Него милости себе, но Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

К Нему простираю руки свои, и очи мои возвожу, но Его Самого не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Его благодарю, как Благодетеля моего, Его пою, Его хвалю, Его благословляю и превозношу, но Самого Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Чувствую и святую руку Его, меня, недостойного, касающуюся, но Самого Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Он ударяет в сердце мое страхом Своим святым, и поэтому я боюсь и трепещу пред Ним, но Самого Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Он касается и святой любовью сердца моего, и тогда радость, веселье и ликование ощущает сердце мое, но Самого Любящего меня не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Он меня наказывает и милует, как чадолюбивый Отец, Он опечаливает и утешает, но Его Самого не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Слышу я и слово Его святое, и слышу в нем, что хотя храмина тела моего и разорится, однако восстанет, воссоздана будет и во веки не разрушится, но Самого Говорящего не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Когда прииду и явлюсь лицу Божию? (Пс. 41:3). Когда увижу Того, Которого желает душа моя? (Пс. 41:2). Когда увижу Того, на Которого Ангелы не смеют взирать, Которого с удивлением и ужасом воспевают Херувимы и Серафимы: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Откр. 4:8)? Когда увижу Того, видеть Которого есть вечная жизнь; смотреть на Которого – одно утешение, радость, веселье, сладость и ликование; предстоять Которому не верою, а лицом к лицу (1Кор. 13:12) есть неизреченная слава, честь и блаженство; быть с Которым означает быть в непрестанном блаженстве, сладостной жизни, радости, веселье и непрестанном ликовании? Когда приду и увижу Создателя моего, Промыслителя моего, Благодетеля моего, Того, Кто любит меня, Искупителя моего, Помощника и Заступника моего, Избавителя и Спасителя моего, славу, честь, радость, веселье, утешение и блаженство мое вечное?

Как лань стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь лицу Божию (Пс. 41:2–3). Помяни мя, Господи, во царствии Твоем! (Лк. 23:42).


Источник: 2006 г. "Сокровище духовное от мира собираемое". Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.

Комментарии для сайта Cackle