Грех
Знаем мы и Твоей благостью от сердца признаем, что ничего мы не можем Тебе… принести. Ангелы Тебе приносят пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пустыня – ясли. А мы что? Нет ничего, ибо все, что и имеем, – Твое. Твои и мы, Твой мы храм, Твоими руками созданный, Твоей пречистой Кровью возобновленный, но ах – увы нам – снова окаянной нашей волей растленный и сотворенный непотребным для Тебя, Господа и Бога нашего.
А наше что? Грехи наши – это наш собственный плод, это наше исчадие, ими мы богаты, ими мы, как бременем, отягощены, это бремя тяжкое носим без стыда. Однако со страхом и смирением приходим к Тебе. Приходим к Тебе как к Агнцу Божию, вземлющему грехи всего мира (см. Ин. 1, 29), и с этим бременем храм сей телесный, весь оскверненный, перед стопами Твоими повергаем и, по подобию евангельской блудницы, умными устами с умилением касаемся пречистых Твоих ног (см. Лк. 7, 46), и, не смея, как мытарь, к Тебе очей наших возвести (см. Лк. 18, 13), из глубины зовем: Агнче Божий, возьми бремя наше тяжкое греховное и, яко милостив, ущедри нас.
* * *
А когда посмотрим назад, посмотрим умным нашим оком, что мы там увидим? Ах, страшно туда нам и взглянуть! Там стоят лютые наши соперники, за нас крепко держащиеся, немилостиво нас к Судии влекущие, в темницу вечную предать старающиеся. Там, говорю, грехи наши, за всю жизнь нашу совершенные, как страшилища, которые хотят на нас напасть и во дно адово низринуть. Грехи, говорю, наши на нас наступают, совесть нашу уязвляют, колют, как мечом. Сии враги мучительные ангелов с неба на дно адово низринули и цепями мрака связали. Сии враги праотца Адама со всем его родом из рая выгнали. Они на весь мир страшный потоп навели. Сии враги Содомские и Гоморрские города спалили. Сии враги столько людей Божиих в пустыне повалили, до земли обетованной не допустили. Сии, наконец, мучительные враги и ныне города, великие государства разоряют, столько крови проливают и всякие другие беды и напасти наводят. Такие, говорю, лютые враги наши позади нас стоят и восстают на нас.
* * *
Бог неотступно с тобой и, что ты делаешь и мыслишь, все ясно видит, и, что говоришь, слышит, и всяким грехом прогневляется. Берегись же перед лицом Божиим грешить так же, как опасаешься перед отцом своим бесчинствовать и смеяться. Страшно Бога гневить. В самом грехе может Бог поразить грешника и в геенну послать.
* * *
Вечная мука и Царствие Небесное да подвигнет нас к тому, чтобы избегать греха, ибо из-за греха человек лишается вечной радости и блаженства и попадает в вечное тягчайшее мучение с диаволом и ангелами его.
* * *
Сам грех да отвратит нас от себя, ибо грех есть изобретение и дело диавола. Он изобрел грех, и праотца нашего Адама к нему прельстил, и так род наш было погубил. Итак, убегай от греха как от дела диавольского.
* * *
Всяким грехом Триипостасный Бог, Бог Великий, Святой, Благий, Праведный, Бесконечный и Страшный, Отец Милосердный и Преблагий оскорбляется и прогневляется. Жалко и тяжко отца по плоти оскорбить, тем более – Бога, Отца Небесного, Который и отца твоего, и тебя создал, питает, одевает, сохраняет, и прочими благами снабжает, и призывает всех к вечному блаженству! Лучше стократ умереть, нежели Бога, Преблагого Отца и Создателя нашего, оскорбить. Храни же себя от греха как от великого зла.
* * *
Грех – это все то, что делается словом, или делом, или помышлением против святого и вечного закона Божия и воли Его святой. О грехе смотри места Святого Писания: Мк. 7, 21 и прочее; Рим. 1, 29 и прочее; 1Кор. 6, 9 и прочее; Гал. 5, 19 и прочее; Еф. 5, 3 и прочее; Кол. 4, 5 и прочее; 1Тим. 1, 9 и прочее; 2Тим. 4, 2 и прочее; Откр. 21, 8; Пс. 49, 18 и прочее. Читай их сам.
* * *
Вопрос: Сколько смертных грехов?
Ответ: Семь.
1. Гордость, то есть бесчинное желание власти и славы.
2. Лакомство (сластолюбие), то есть безмерное желание внешних благ или, иными словами, желание иметь богатство и стяжание.
3. Блуд и нечистота, то есть бесчинное вожделение плотского осквернения или самим делом исполнение телесной похоти.
4. Обжорство или чревоугодие, то есть безмерное употребление пищи и пития.
5. Зависть, то есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселье о зле.
6. Гнев, то есть безмерное желание отмщения.
7. Леность или уныние, то есть холодность и нерадение о душевном спасении.
В.: Сколько грехов против Святого Духа?
О.: Шесть.
1. Отчаяние, при котором не надеются на милосердие Божие.
2. Излишнее упование на милость Божию.
3. Сопротивление познанной истине Святого Писания и догматов веры, утвержденных апостолами и святыми отцами.
4. Зависть к духовным благам, которые ближний принимает от Бога.
5. Пребывание в грехах и состарение в злобе.
6. Нерадение о душевном спасении до кончины своей жизни.
В.: Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения?
О.: Четыре.
1. Вольное человекоубийство.
2. Блуд содомский.
3. Причинение зла убогим, вдовам и сиротам, обида и притеснение.
4. Удержание или несовершение платы наемникам и работникам.
* * *
Здесь приводятся причины, почему грех – великое зло.
1. Всяким грехом оскорбляется величество Божие.
2. Человек, когда грешит, более почитает страсть и похоть свою, чем закон Божий, и потому Самого Бесконечного, Преблагого, Праведного и Вечного Бога прогневляет: как это тяжко, всякий может видеть.
3. Ради истребления греха Сын Божий пришел в мир и такие страшные страсти и смерть поносную претерпел. Для сего то и явился Сын Божий, что бы разрушить дела диавола (1Ин. 3, 8).
4. Грех отлучает человека от Бога и лишает его благодати Божией. К такому человеку Бог говорит: се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38).
5. Душа, лишившаяся Бога и Его благодати, умирает, согласно Писанию: душа согрешающая умрет (Иез. 18, 4). Ибо как умирает тело, когда душа его оставляет, так умирает душа, когда ее Бог оставляет. Горе же душе, лишившейся Бога, ибо обладаема бывает диаволом и потому подвергается всякому злополучию.
6. По содеянии греха непрестанно мучает грешника совесть, что всякой беды тяжелее; страх некий внутренний бывает, как с Каином случилось.
7. За грех бывают временные наказания, как то: голод, пожары, войны, болезни, землетрясения и прочее. Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары, – все это для беззаконных создано (Сир. 40, 9).
8. За грех уготована вечная мука.
* * *
Пособие к избежанию греха:
1. Молитва частая, смиренная, прилежная, с сокрушением сердца. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41), – говорит Христос.
2. Память смертная: во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). По смерти суд Христов: от суда – или в муку вечную, или в блаженство вечное будет определение. За подвиг веры, которая Христа умершего и воскресшего из мертвых превозносит и с помощью Него против греха подвизается, – блаженство вечное; за грех – мука вечная.
3. Избегать случаев, которые приводят к греху, злых бесед; слух, зрение беречь, храниться от соблазнов.
4. Беречься и от самых малых грехов, поскольку малые ведут к большим.
5. Помнить, что грех – временная сласть, а за него вечная мука будет.
6. Иметь Бога всегда перед собою, помышлять, что Он везде присутствует, и все видит, и каждому воздает по делам, и может согрешающего в тот же час поразить праведным судом.
7. Приводить на память примеры наказаний за грехи, как то: бывший всемирный страшный потоп, сожженные Содом и Гоморру, израильтян, пораженных в пустыне, и прочее.
8. Помышлять, что за грехи наши Христос Сын Божий мучен был и умер. Тебе ли делать то, за что Христос такие страсти претерпел, и грехами снова Сына Божия распинать (см. Евр. 6, 6)? Страшно это и жалко.
9. Смотреть и на ныне бываемые казни Божии за грехи.
10. Читать или слушать часто и прилежно святое Божие Слово и ему внимать.
11. Не смотреть, что люди делают, но что закон Божий учит и в Церкви проповедуется.
12. Прочитывать жития святых, против греха подвизавшихся, и им в том подражать.
* * *
О, как заразил бедного человека душегубец диавол! Каков сам богопротивник, таким же и человека сделал. Видишь, христианин, к чему грех тебя приводит! Врагом Божиим ты, который должен быть боголюбцем и почитающим Бога, через грех делаешься. Сладким он тебе кажется, но горьки его плоды! Не видишь этого сейчас, но тогда увидишь, когда все дела и помышления человеческие откроются.
* * *
Великий бес есть грех, который в душе живет и душу мучает. Он не дает ей покоя. То к одному, то к другому, то к третьему богопротивному и пагубному делу порывает и склоняет.
* * *
Яд тело умерщвляет, грех – душу. Бережешься смерти телесной, тем более должен беречься смерти душевной, которую грех делает. Честнее и дороже тела душа, тем более должен ее беречь. Берегись или не берегись телесной смерти – не избежишь ее. Всем это необходимо – и тебе. А если душу будешь беречь от смертоносного яда греха, то вовеки будешь жить, хотя и умрешь, ибо благодатью Божией восстанешь не в смерть, но в жизнь вечную.
Берегись и ты, душа моя, всякого греха, как яда смертоносного, – да не умертвит тебя. Придите, чада, – говорит нам Святой Дух, – послушайте меня: страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему. Очи Господни обращены к праведным и уши Его – к молитве их. Лицо же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них (Пс. 33, 12–17). Блажен человек, который слушает увещевания и предостережения Божьего Слова и бережется всякого греха! Окаянен тот, кто этому душеспасительному гласу Божию не внимает!
* * *
Грех от Бога удаляет и с ним разлучает. Согрешили ангелы – и от Бога удалились и погибли. Согрешили прародители в раю – и удалились от Бога и умерли. Согрешают и ныне люди – и удаляются от Бога, и в смерти пребывают.
* * *
Видим, как сатана сначала в один грех, потом в другой, а потом и в прочие грехи приводит человека. Иуде он прежде вложил в сердце сребролюбие, потом предательство Господа своего, а далее и во всеконечное отчаяние его привел. Так он и ныне делает. Прежде учит человека в праздности и лености жить, а в праздности живущему всякие злые мысли предлагает, ко всякому злу и греху приводит. Прежде сребролюбие в сердце человеку ввергает, а от того к хищению, воровству, ограблению, насилию, лжи, разбою, убийству и прочим тяжким беззакониям приводит. Корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6, 10). Сперва его старанием в высокоумие и надменность приходит человек, а потом уже презирает, уничижает и осуждает ближнего. Так и в прочих грехах он делает. Христианин! Берегись и одного греха, чтобы в другой и прочие многие грехи не впасть и не прийти в глубину зол.
* * *
Грех оскорбляет и прогневляет непостижимое и неописанное Божие величие. Нет большего зла, чем грех. Человек согрешил и тем Бога прогневил. Но надо было Сыну Божию Своим страданием и Кровью очистить грехи, и Бога, грехом прогневанного, умилостивить, и так человека с Богом примирить и от вечной казни, греху последующей, избавить. Ибо человек, против Бога согрешив и Того прогневав, вечному наказанию себя подверг.
Сколько в мире ни есть болезней, бед, напастей и зол, всему грех причиной. Легко человек согрешить может, но не легко может грех очистить. Надо очищать его горькими слезами и Кровью Единородного Сына Божия. Иначе узнает человек на себе горький его плод – вечную смерть. Возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23).
Христианин! Ничего не остерегайся так, как греха, как всепагубного зла, если хочешь истинным христианином быть и не погибнуть навечно. Лучше выбирай, когда нужда того требует, умереть, чем согрешить.
* * *
Согрешить – дело человеческое, но во грехе быть и лежать – дело диавольское. Диавол, как согрешил, с того времени непрестанно во грехе и ожесточении лежит и вовеки в том пребудет. Берегись же грех к греху прилагать – да не будешь с диаволом.
* * *
Всякий грех закрывает дверь к вечной жизни: возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23). Берегись всякого греха – да не погибнешь. Христианин без доброй совести существовать не может. Лучше христианину умереть, чем согрешить и совесть обеспокоить и раздражить. Этот подвиг против греха нужен всем христианам, которые хотят спастись. Убивай, христианин, беззаконных младенцев, пока они малы, – да не вырастут и не убьют тебя (см. Пс. 136, 9).
Убивай похоть – да не исполнится на деле.
Убивай малый гнев – да не обратится в ярость и злобу.
Убивай блудную мысль – да не умножится более и не осквернит тебя.
Убивай желание богатства – да не будешь рабом маммоне.
Убивай малое кичение – да не вознесешься, а, вознесшись, смиришься.
Убивай всякое зло, пока оно мало, – да не вырастет и не погубит тебя.
Труден этот подвиг, подлинно труден, но нужен. Сражайся – да и тебе подастся от Подвигоположника Христа венец жизни.
* * *
Видишь человека, в рубище одетого, полунагого, всего грязью замаранного. От него обрати ум свой к душе грешной, которая благодати Божией, как прекрасной одежды, обнажилась и вместо того вся пороками греховными, как грязью, покрылась. Гнусен замаранный человек перед очами человеческими, но душа, греховными сквернами замаранная, еще гнуснее перед очами Божиими. Этот случай увещевает тебя уклоняться от всякого греха, которым душа порочится и становится недостойной взора Божия.
Видишь еще человека, в ранах, в гное смердящего. Обрати очи свои к душе грешной, которая гораздо больший смрад издает, нежели смердящее тело. Что на теле гной и раны, то на душе грехи и беззакония. Слушай, что пророк говорит: беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия моего (Пс. 37, 5–6). Смрад телесный несносен нам – смрад душевный несносен Богу. От смрада телесного отвращаемся мы и убегаем – от смрада душевного отвращается и отходит Дух Божий. Это опять-таки увещевает тебя избегать греха. Если же чувствуешь, что душа греховной проказой заражена, хотя бы и остановившись вдали, вознеси глас свой, как некогда прокаженные сделали (см. Лк. 17, 12–13), ко Иисусу, Сыну Божию, всяких болезней душевных и телесных Прогонителю, и вознеси сердцем, а не только устами, и молись: «Иисусе Наставниче, помилуй мя!» Так Очистивший тех прокаженных, очистит и твою душевную проказу. Ибо милосерден и слушает гласы нас, бедных. Для того и в мир пришел, чтобы избавить нас от грехов наших. Не может быть такой великой проказы греховной, от которой бы Врач наш премудрый и всесильный не захотел или не смог бы милостиво очистить.
* * *
Видишь, что стекло замаранное или закопченное не вмещает света естественного. Так и человеческая душа, замаранная и очерненная грехами, до тех пор не вмещает света Божией благодати, пока в грехах пребывает. Грехи как мгла темная или даже как препона, которая света Божия не допускает до души и разделяет Бога и душу, как говорит пророк: беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас (Ис. 59, 2).
Стекло, как начнет очищаться, начнет и свет в себя впускать, и чем более очищается, тем более света вмещает. Так и душа человеческая: как, обратившись от грехов к Богу, начнет каяться и покаянием и верою во Христа очищать грехи свои – будет и благодатью Божией просвещаться; и чем усерднее кается, тем более просвещается. Это увещевает нас обратиться к Богу и каяться, если хотим милость Его получить.
* * *
Слюна и прочее, что от пищи и питья имеется, доколе внутри содержится, не гнушается тем человек; а когда извергнется вон, тогда всякий гнушается тем, что у себя внутри имел. Так и грех: пока внутри человека есть и совершает его, не гнушается им человек, но когда благодатью Божией избавится от него и, как блевотину, извергает из сердца своего, тогда для него мерзким делается. Откуда бывает, что всяким грехом, в других видимым, гнушается человек, хотя и сам тот же грех в себе имеет. Гнусен и блуднику блуд, хищнику хищение, вору воровство, лукавому лукавство, завистливому зависть, злобному злоба, клеветнику клевета, сквернослову сквернословие, в ближнем своем видимое. Но в себе хотя и имеет это же зло, однако не гнушается им; не гнушается же, поскольку смертоносного яда того не познает. О, если бы чудовище это и страшилище ужасное увидел бедный грешник в себе и мерзость его обонял бы! Более бы гнушался тем, нежели гнушается калом, изнутри чрева своего изверженным! Но такова наша общая слепота, бедность и окаянство, что той мерзости не познаем и не стараемся познавать. Так-то, возлюбленный христианин, заразил ядом своим сердце наше сатана и помрачил душевное наше око!
Этот случай и рассуждение учит нас:
1. Что сердце наше глубоко растленно и без благодати Божией не что иное, как только зло замышляет. Ибо змеиное семя, в нем посеянное, соответствующие и плоды рождает.
2. Учит испытывать его, и мерзость, в нем кроющуюся, познавать, и ею гнушаться. Это наипаче бывает, когда уединяемся днем или ночью и в глубину сердца нашего проникаем и рассматриваем, какие от него замыслы, начинания и намерения рождаются и к чему склоняются. Также от ближнего нашего себя познаем, то есть что видим в ближнем, то и в нас есть: когда видим ближнего гневающимся или какую другую душевную немощь показывающим, тут должны обратить и на себя очи, что и мы тем же недугом немощны. Семя всякого греха в сердце нашем имеется. И так, что примечаем в ближнем нашем делом совершаемое, то можем и мы при случае делать и злого семени злые плоды показывать. Ибо природно нам зло это, поскольку с ним все рождаемся.
3. Очищать его неленостно стараться, по подобию огородника или садовника, который сучки вредные срезает с деревьев, чтобы им не вредили. Так и мы должны сердце наше очищать от помыслов, которые вредят очищению души нашей и не попускают приносить плодов, веры христианской достойных. Например, восстает ли помысел гнева, злобы, или мщения, или ненависти, или блуда, или зависти, или гордости, или клеветы, и прочее? Тотчас его отсекать или подавлять, чтобы не возрос, и так не повредил бы души. И в этом помощи просить у Христа Господа нашего.
4. С верою просить того же Избавителя, чтобы Он силою Своею от этого мерзкого мучителя нас освободил, чтобы, от него освободившись, усердно и беспорочно служили Освободителю, по слову Его: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36).
* * *
Грех – все то, что ни делается против святого и вечного Божия закона, как учит апостол: всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4). Грех – преступление и разрушение вечного и неизменного Божия закона, ослушание и противление святой Божией воле.
Грех бывает делом, словом, помышлением, желанием и намерением. Делом, как то: убийство, хищение и прочее; словом, как то: хула, злословие, клевета, сквернословие и прочее; помышлением, как то: сквернословие, услаждение в помысле, бываемое от похоти блудной, тайная ненависть, злоба и прочее; желанием и намерением, как то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщения и все, что ни хочет человек сделать против закона Божия, каковой грех есть против десятой Божией заповеди: не пожелай (Исх. 20, 17).
Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать, но грешно и бедствующему, например, утопающему в воде, руку помощи не подавать. Ибо Бог в законе Своем повелел как уклоняться от зла, так и творить благое: уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33, 15); и как сказал: не укради (Исх. 20, 15), так повелел: просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). Поэтому казнь от Бога определена не только за злые дела, но и за оставление добрых дел, как написано: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9); и в огонь вечный отсылает Господь не сотворивших дел милости, как читаем у святого Матфея в главе 25-й, где образ суда Христова представляется. Поэтому как зло делать, так и добра не делать грех есть. Как творение зла, так и оставление добра бывает против закона Божия, запрещающего зло и повелевающего добро.
* * *
Грех такое великое и ужасное зло, что его никто не мог разрушить, кроме Единородного Сына Божия. Надо было прийти всемогущему Сыну Божию и Своим страданием и смертью отнять его. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1Ин. 3:8).
* * *
Пусть подлость и мерзость греха отвратит христианина от греха, ибо он есть семя и плод диавольский, потому что сначала диавол согрешил (1Ин. 3, 8).
* * *
Жизнь эта исполнена грехами. Ибо всегда то спотыкаемся, то падаем; то словом, то делом, то умом являемся неисправными и перед судом Божиим виноватыми. Всякий это знает по себе, кто примечает и рассматривает совесть свою. Праведник семь раз на дню падает и встает. Сами младенцы не без скверны перед очами Божиими. Кто чист будет от скверны? Никто, даже если и один день жития его на земле(Иов 14, 4–5), – говорит Иов. Избранный сосуд Божий, святой Павел, жалуется об этом окаянстве и воздыхает: Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти(Рим. 7, 23– 24)? Но кто блаженной упокаивается кончиной, тот освобождается от окаянства этого.
* * *
Столь много согрешаем все, так что грехопадения кто уразумеет? Потому и молиться и воздыхать должны со псаломником: от тайных моих очисти меня, Господи (Пс. 18, 13)! Тайные наши грехопадения – те, которых мы в совести своей не усматриваем.
* * *
Грех не что иное есть, как беззаконие или противление закону Божьему, по описанию апостола: грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4). То есть что Бог в законе Своем повелевает, того человек не делает и так противится закону Божьему, а противясь закону Божьему, совершает беззаконие. Так праотец Адам, не послушав заповеди Божией и от заповеданного древа вкусив, согрешил (Быт. 3, 6). И так од ним человеком грех вошел в мир (Рим. 5, 12). Так и ныне, когда не слушает человек Бога и заповеди Его святые нарушает, согрешает против величества Божьего.
* * *
Поскольку наша вера и Слово Божие уверяет нас, что Христос ради грехов наших пострадал, как написано: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53, 5), – то нет большего почитания Сыну Божию, пострадавшему за грехи наши, как когда ради любви Его ненавидим грехи, удаляемся от них. И чем более ненавидим их и убегаем от них, тем более любим и почитаем Христа, в мир пришедшего и пострадавшего, так что без этого и почитание истинным быть не может, но притворное и лицемерное. Где грехи не оставляются, но делаются, там нет истинного покаяния, ибо каяться и не оставлять грехи противно само по себе. Где нет истинного покаяния, там нет веры во Христа. Христос без веры быть не может. Где нет Христа, там Христос не почитается, но отвергается и презирается.
* * *
По рассуждению учителей церковных, грех двоякий примечается. Иной есть владеющий человеком, о каком говорит апостол: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях (Рим. 6, 12). Этот грех называется самопроизвольным, ибо делается с хотением, советом, умыслом, и знанием, и предрассуждением, и он совершается против совести, которую и уязвляет и беспокоит, – например, соблудить, похитить, украсть чужое, обмануть, прельстить ближнего, злобиться на него и прочее. Этот грех называется смертным, ибо смерть вечную согрешающему, если не покается, соделывает, по учению апостольскому: возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23); и еще: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). С таким грехом вера и благодать Святого Духа в человеке вместе быть не может, но изгоняется через него, и согрешающий человек так лишается всех благ, через Христа приобретенных, и Христос ему не приносит никакой пользы, пока так грешить не перестанет. От таких грехов истинные христиане берегутся, верою и благодатью Святого Духа подвизаются против них (о таковых грехах упоминается в 1Кор. 6, 9–10; Гал. 5, 19–21 и в прочих местах Писания).
Другой грех – грех, живущий в человеке, но не обладающий человеком, он не что иное, как немощь природная, плоть, со страстями и похотями восстающая на духа, растление и злость, с человеком родившаяся. Такому греху силой веры и духа противятся благочестивые и не попускают владеть собою. Например, восстает похоть, побуждающая к нечистоте, или к отмщению, или ненависти, или обиде ближнего, и прочее, – они эту похоть укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя такому греху противятся благочестивые, однако, немощью убеждаемые, часто делают, чего не хотят и не знают (Рим. 7, 19).
* * *
Бог не только внешние наши дела и грехи видит и судит, но и внутренние помышления, склонности, начинания сердечные как испытующий сердца и утробы (Пс. 7, 10) ясно усматривает и по ним судит.
Многих грехов своих сам человек не видит и не познает в совести своей, но Божие око, которое светлее солнца, все проницает. Посему говорит псалмопевец: грехопадения кто уразумеет? – то есть никто не может их познать и исчислить. Потому и молится к Богу об очищении их: от тайных моих очисть меня (Пс. 18, 13), показывая, что ничем иным они не очищаются, как исповеданием, усердной молитвой и верой о Христе Иисусе, чья Кровь очищает от всякого греха верующих в Него и исповедующих грехи свои (см. 1Ин. 1, 7).
И здесь имеются в виду не те тайные грехи, которые тайно по произволению делаются и от людей сокрыты, ибо они хотя и тайно от человека совершаются, но не могут укрыться от совести его, которая более всякого свидетеля внешнего обличает и на согрешившего вопиет, но такие грехи разумеются, которых и сам человек в совести не усматривает, но Бог ясно и чисто видит. Ибо сердце человеческое глубоко сокрыто (Иер. 17, 9; Пс. 63, 7) и смертоносным ядом змеиного семени так заражено, что много предстоит труда рассматривать его, оплакивать, омывать верою нечистоту его. Ибо кто похвалится, что имеет чистое сердце? или кто дерзнет сказать, что он чист от грехов (Притч. 20, 9)? – говорит Соломон... Поэтому все, благочестиво живущие, должны рассматривать сердце свое, и немощь свою рассуждать, и с пророком исповедаться перед Богом: у Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан. 9, 7–8), – и от правды Божией и праведного Его суда к милосердию Его о имени Христовом прибегать: не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою ни кто из живущих (Пс. 142, 2), – и молиться: Отче!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12). Если исповедуем грехи на ши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой не правды (1Ин. 1, 9).
* * *
Рассуждай, христианин, что такое грех. Христово страдание научает нас, сколь велика его тяжесть. Легко согрешить человек может, но не легко освободиться от него и без Христа не может, но следует тяжестью его погрузиться во дно адово и платить правде Божией бесконечною казнью. Берегись же греха, который праведного Бога раздражает.
* * *
Рассуди, христианин, откуда начало свое имеет грех, и увидишь, что начальник и изобретатель его есть диавол. Он первый отступник, который от Бога и Создателя своего со злыми своими ангелами отступил(см. Иуд. 6) и прародителей наших в раю лукавством своим отвратил и за собою увлек (см. Быт. 3, 1–6). Прилично ли христианину, водою и Духом возрожденному, в завет со святым Богом вступившему и во общение с Ним и дружество со святыми Ангелами позванному, грех творить и так диаволу, начальнику греха и противнику Божьему, следовать? О, сохрани нас, Господи, от такого безумия! Делает же такое человек, который против совести и от произволения грешит. Как истинные христиане подражают Богу, как чада возлюбленные, когда сообразуются Ему правдою, истиною, любовью, терпением, кротостью, милосердием и прочим, так нераскаянные грешники подражают диаволу и сообразуются ему злонравием своим, ненавистью, злобой, лукавством и прочими богопротивными делами. Мерзкий перед Богом начальник греха, мерзки и последователи его, бедные и окаянные люди.
* * *
Вопрошаешь, от чего грех узнается?
Ответ: от закона и рассмотрения совести. Закон говорит: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не злословь, не клевещи, не гневайся и прочее. Но когда человек это слышит или читает, то в совесть смотрит, рассуждает и рассматривает, не делал ли или не делает ли того, что закон запрещает, и так узнает грех. Ибо совесть согласна закону Божьему. Что обличает закон, то и совесть, и когда совесть в чем-либо не обличает человека, то и закон его в том не обличает. Итак, поставь совесть твою против закона, как ставишь лицо против зеркала, и так закон и совесть рассматривай.
Например, закон говорит: не обижай ближнего, – видишь, что закон тебе повелевает. На это запрещение смотря, посмотри в совесть твою, не делал ли или не делаешь ли ты того, что запрещает закон, и когда видишь это в совести, то и узнаешь, что ты согрешил против Божьего закона. Так от закона и рассмотрения совести узнаешь грех, так и о прочих грехах разумей. Ибо совесть солгать не может, она то свидетельствует, что в ней есть. Нарушенный закон, грешником слышанный или читаемый, ударяет в совесть согрешившего, а совесть, преступлением закона раздраженная, обличает человека за грех и так закон и совесть в познание греха приводит согрешившего. В совести каждый грех записывается, как в книге, и даже если бы человек хотел скрыть грех, то от совести скрыть не может.
Прочитай заповеди Божии, и смотри в совесть, и увидишь, в чем ты согрешил, и так в познание грехов будешь приходить. А от познания грехов последует покаяние, а оттуда последует страх суда, ибо закон нарушенный грешнику гнев Божий возвещает. Последует стыд, что сам себя стыдиться будешь за то, что, земля и пепел, Бога, Царя и Господа не слушал. Последует печаль и болезнь сердца, что своего Создателя и Благодетеля, Которого более всего должен почитать, непослушанием и своевольством не почитал.
Все это от рассуждения разоренного закона и грехом раздраженной совести и рассмотрения последует. Если, согрешив против земного царя и узнав грех, боимся суда его, стыдимся и печалимся, что так худо сделали и величие его оскорбили, то тем более последует то, когда узнаем грех наш, против Царя Небесного совершенный. Ибо всякий царь земной, хотя и высок и велик честью, однако ж перед Богом как ничто, ибо такой же человек, как и мы.
Всякий же грех бывает против Бога, ибо всяким грехом закон Его святой нарушается, – бывает же или непосредственно, или посредственно. Непосредственно, когда против Него Самого грешим, то есть или не верим Ему, или имени Его не почитаем, и прочее. Посредственно, когда против ближнего грешим или словом, или делом, ибо Бог и это запретил.
Итак, видишь, от чего грех познается. Познаем же грехи наши. Ибо в этом начало покаяния.
* * *
Всякого греха, как смертоносного яда, берегись, поскольку всякий грех великого Бога оскорбляет и прогневляет, а согрешающего отлучает от Бога и вечному спасению препятствует. Берегись же греха, чтобы он навечно тебя не умертвил.
* * *
Для человека нет ничего полезнее, чем поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать и за содеянные грехи, оставив их, истинное сожаление, жертву Богу – дух сокрушенный (Пс. 50, 19) – приносить, а впредь против всякого греха подвизаться, и его силой и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. Ибо этого от нас особенно Бог в Слове Своем требует. Без этого ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно. Ибо человек, пока находится во грехах, пребывает во гневе у Бога, потому все, что он ни делает, одна только мерзость пред Богом, и так от молитвы, пения и приношения его Бог отвращается (Ис. 1, 13, 15; Мих. 3, 4).
Итак, надобно человеку оставить грехи, и жалеть, что грешил, и впредь против всякого греха подвизаться, и не допускать, чтобы им грех обладал. Обладает же грех человеком, когда человек повинуется ему в похотях своих (Рим. 6, 12). Итак, если кто блудодействует, или крадет, похищает чужое каким-нибудь образом, или на ближнего злобится и ему мстит, или льстит, обманывает, хитрит, коварствует, или проклинает, клевещет, осуждает ближнего, или иную какую неправду делает, то это знак, что таковой грехом побеждается и грех им обладает. Ибо кто кого слушает и кому повинуется, тот им и обладает, как апостол говорит: кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет. 2, 19). Так кто слушает грех и повинуется ему, тот им и обладает, и он ему служит, по слову Господнему: вся кий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).
Спросишь: «Как слушает человек грех и повинуется ему?» Ответ. Из сердца человеческого исходят злые помышления (Мф. 15, 18) и побуждают человека или к блуду, или к злобе и к мщению, или к похищению и прочее; и когда человек соизволяет на это – слушает грех и повинуется ему.
Спросишь: «Как против греха подвизаться?»
Ответ. Не соизволять на злое помышление, и как только оно восстает, пресекать его и умерщвлять. В этом состоит весь христианский подвиг. А поскольку сами по себе не можем этого делать, так как весьма немощны и растленное сердце имеем и против греха подвизаться и побеждать его – это не что иное, как собственное свое сердце, естество и самого себя побеждать, что для каждого весьма неудобно, как каждый может видеть,– и потому непременно нужна в этом помощь Божия. А чтобы помощь Божия пришла к нам и всегда нам помогала и укрепляла нас в подвиге том, нужна частая и смиренная молитва, прошение и воздыхание.
Грешить и плоти угождать так удобно, как плыть по течению реки, но против греха стоять, умерщвлять его и побеждать так неудобно нам самим, как против течения плыть без гребцов или паруса с ветром попутным. Плывущему против течения реки надобно непременно или гребцов, или парус с попутным ветром иметь, так хотящему против греха стоять, подвизаться и побеждать его и жить благочестиво во Христе Иисусе (2Тим. 3, 12) нужна сила Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Ибо от природы всякий человек стремится к угождению плоти, угождению воле своей, самолюбию и всякому греху; и этой склонности противиться и победить ее самому человеку невозможно.
Для этого нужна, как выше сказано, усердная молитва, отвращение сердца от любви к миру, частое напоминание о смерти и вечности блаженной и неблагополучной, размышление о свойствах Божиих, как то: всемогуществе, благости и величестве Его – с рассуждением, кто и против Кого грешит – человек, земля и гной, против величия Божия грешит и оскорбляет Его. Такое рассуждение может человека устрашить и отвратить от греха и в истинное сокрушение привести.
* * *
Если человек по произволению грешит, то он тяжко грешит, что в следующих пунктах показывается.
1. Кто есть человек? Земля и гной.
Кто есть Бог? Творец всей твари, видимых и невидимых.
Как он перед Богом грешит?
Воли и повеления Его не хочет исполнять. Бог повелевает человеку: чти отца, и мать, и все власти, не злобься и не мсти, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не злословь, не осуждай, не клевещи на ближнего твоего, не желай чужого добра, но человек этого повеления Божьего не слушает и стоит упорно против Бога и Создателя своего и заповеди Его святые, которые Он заповедал твердо хранить (Пс. 118, 4), бесстрашно и дерзновенно нарушает. И, что дивно или, скорее, сожаления достойно: тот же грешник повелений царя земного или господина своего не дерзает преступать, но Бога, Царя царствующих и Господа господствующих, повеления бесстрашно преступает!..
Смотри и рассуждай, человек, как тяжко согрешаешь, ибо что царь или господин высокий перед Богом? Как ничто, ибо все люди – земля и пепел (Сир. 10, 9).
Бог один всеми обладает, ради Него и царю, и господину, и всякой власти повиноваться должно. Похвально, что царя и господина твоего слушаешь, но беззаконно и безбожно то, что не слушаешь Бога, перед Которым и царь, и господин, и всякая власть колена преклоняет. Ибо что сие есть, как почитать создание более Создателя и человека – более Бога?
2. Бог наш на всяком месте есть как вездесущий и все исполняющий, и все, что ни делается, перед святыми Его очами делается. Так и святые Его заповеди перед очами Его нарушаются. Кто дерзнет перед царем земным или господином своим бесчинствовать? Разве только безумный. Ты же, человек, дерзаешь бесчинствовать перед величеством Божиим, разоряя закон Его святой, и не воздаешь достойного почтения бесконечной святости Его! Видишь, как тяжко согрешаешь Господу Богу твоему.
О, если бы человек рассуждал, какую он досаду и оскорбление благости Божией этим делает и своей душе пагубу причиняет, то от всякого греха со всяким прилежанием отвращался бы, трепетал и за прошедшие неутешно бы плакал и рыдал. Но, ослепленный злобой диавольской, он того не видит и не замечает.
Итак, перестань, человек, закон Божий перед Богом разорять, дабы не познать на себе праведный Его суд и не вкусить законной клятвы, которая временной и вечной казнью грешника поражает. Бережешься перед господином и властью твоей бесчинствовать, тем более должно перед величеством Божиим вездесущим беречься, опасаться, бояться и благочинно поступать.
Господи! Открой очи наши сердечные, да увидим страшную славу Твою и воздадим славу страшному и святому имени Твоему.
3. Бог небо, и землю, и весь мир, и тебя, человек, во всемогущей руке Своей содержит; Ему Ангелы со страхом поклоняются и волю Его исполняют со всяким усердием; Его демоны и весь ад трепещут, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19); перед Ним земля трясется (см. Пс. 67, 9), море бежит и реки возвращаются вспять (см. Пс. 113, 3); и вся тварь Ему служит и повеление Его исполняет. Ты же, человек, столь страшного Бога не перестаешь прогневлять и раздражать! Великое твое бесстрашие, дерзновение и неистовство – раздражать Того, у Которого в руке жизнь твоя и смерть твоя, Который может тебя в самом грехе в ад низринуть!
4. Человек, согрешая, великую неблагодарность Богу показывает.
От кого бытие свое, человек, имеешь? От Бога.
От кого тело и душа твоя? От Бога.
От кого весь состав твой? От Бога, как Давид поет Богу: со став мой от Тебя произошел, Боже (Пс. 38, 8). Не создал тебя Бог скотом, зверем, птицей, рыбой, деревом и прочей бездушной и бессловесной вещью, но создал тебя человеком, душой разумной почтил тебя.
От кого получаешь пищу, питие, одежду, дом и прочие блага? От Бога.
Чей свет, солнце, луна и звезды тебя просвещают? Божии.
Чья вода напояет и омывает тебя? Божия.
Чей огонь согревает тебя и варит пищу тебе? Божий.
Чьи облака кропят тебе воду? Божии.
Чьи скоты, птицы, рыбы, деревья, травы нуждам твоим служат? Все Божие.
Кто различные плоды земле повелел приносить и ради кого? Бог – ради тебя.
Кому вся прочая тварь повелением Божиим служит? Тебе. Ибо не ради себя тварь Божия служит, но ради нас. Не себе солнце, звезды сияют, но нам. Не себе земля плод приносит, но нам и прочее. Также и не ради Бога, ибо Бог не требует служения сего. Итак, нам все создание Божие служит, дабы мы Создателю приносили благодарение, хвалу, словесное служение и служили верою и любовью.
Ради кого великое то дело, то есть воплощение Сына Божия, совершилось? Ради кого Он в мир пришел, родился плотью, пострадал и умер? Ради тебя, и меня, и всякого человека. Ибо Бог на лица не смотрит (Втор. 10, 17; Лк. 20, 21), но ради каждого человека, ради тебя и меня и ради всех в мир Сына Своего послал, дабы все Его благодатью спаслись.
Итак, ради кого Он родился, пострадал и умер? Ради тебя и меня, человек.
Кому небо со всем сокровищем отворил смертью Своей? Мне и тебе, человек.
Итак, если человек грешит и беззаконничает, то всеми этими Божиими благодеяниями пренебрегает, и Богу, Благодетелю своему, весьма неблагодарным является, и Его сильно оскорбляет, прогневляет и раздражает, и делает так, как тот, который ругает и поносит благодетеля своего, человека, который его питает, одевает и сохраняет.
Великое безумие и неистовство наше, что мы Того, от Кого все, и бытие свое, получаем, раздражаем и огорчаем. Многие люди, и даже животные, благодетелям своим благодарны бывают: пес почитает господина своего и питателя своего, – это и о самих зверях читаем в историях. Но грешник окаянный так ослепился, что Бога, Творца своего и высочайшего Благодетеля, не почитает (ибо без любви и страха Бога почитать невозможно), но всегда раздражает Его, потому бывает хуже и самого скота и зверя, хотя и разумом одарен. Такая его неблагодарность и благодеяние Божие, им презренное, обличит его в день Суда, и собственная его совесть против него восстанет и будет терзать, обличать и мучить.
Что, если бы Бог отнял у нас свет? Не блуждали ли бы мы, как слепые? Или отнял бы огонь? Не замерзли ли бы все? Или отнял бы пищу, питие и воздух? Не исчезли ли бы все? Без воздуха человек и минуты не может жить. Такое великое добро есть всякое создание, что без него и жить не можем и познаем его тогда, когда его лишаемся.
Сколь великое добро – хлеб во время голода, сколь великое добро – вода во время жажды, сколь великое добро – огонь в холоде, сколь великое добро – свет во тьме познаем, и прочее. Но грешник, наслаждаясь этих и прочих благ Божиих, Благодетеля своего Бога не почитает, но не перестает оскорблять и раздражать.
Бог человеку благодетельствует, но человек Бога, Благодетеля своего, прогневляет. Не прекращает Бог благотворения, не прекращает и человек злобы и неблагодарности. Такой слепотой бедный человек поражен!
Дивная благость Божия, которая и врагам Своим благотворит! Дивное ослепление и ожесточение грешника, который ни прощением, ни благотворением Божиим не умягчается!.. Потому человек виновен в том, что Бог у него добро Свое отнимает. Праведен Господь Бог наш, и нет неправды в Нем(Пс. 91, 16; Втор. 32, 4). Когда мы какое зло или бедствие ни терпим, сами мы виноваты, что лишаемся благ Божиих, ибо сами себя недостойными делаем, мы, которым Бог всегда хочет благотворить, хотя и недостойным, и благотворить не перестает.
5. Бог как Преблагой и Человеколюбивый весьма хочет и жаждет спасти человека и вечно блаженным его сделать, как из всего Святого Писания видно, так что и Единородного Сына Своего ради спасения нашего, о люди, не пощадил, а диавол как противник Божий и враг наш хочет человека погубить и в вечную свою погибель, от которой Кровью Своею Христос избавил человека, снова ввергнуть старается и улавливает человека в ту погибель через сласть, роскошь и грех, как удочкой. Но ослепленный человек, оставляя волю Божию спасительную, последует пагубной воли диавольской и хватается за грех, как рыба за удочку, и стоит в грехе, и не хочет истинно каяться, и так погибель себе более, нежели спасение, избирает (ибо без истинного покаяния невозможно спастись), и так Бога, Любящего нашу душу, весьма оскорбляет.
Смотри, человек, как оскорбляет Бога нераскаянное твое житие!
6. Диавол, враждуя на Создателя нашего и не имея возможности ничего сделать, устремляется на человека, и через него стремится имя Божие похулить и обесчестить, и для того привлекает человека к преступлению заповедей Божиих, дабы так презрен был Законодатель. Человек, не понимая этого, слушает врага, разоряет заповеди Божии и преступлением заповедей бесчестит Заповедавшего, как апостол говорит: преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. 2, 23), – и так делается орудием диавольским, которым имя Божие бесчестится. Так прародители в раю, послушав диавола и презрев Бога, давшего заповедь, обесчестили Его (см. Быт. 3). Так и ныне христианин, презирая заповеди Божии и слушая диавола, бесчестит Заповедавшего. Ибо как добрыми делами, в честь имени Божия творимыми, имя Божие славится, так злыми делами христиан оно бесчестится.
О, как это тяжко и страшно!.. Только прославляющих Меня прославлю, и уничижающий Меня будет посрамлен (1Цар. 2, 30), – говорит Господь.
Скажи, пожалуйста, не было ли бы тебе бесчестия и великой досады, если бы раб твой, тобою почтенный, презрев твой приказ, слушал врага и противника твоего? Какое может быть большее неистовство? Так делает грешник, который, презрев заповеди Господа Бога своего, слушает противника Божия – диавола, ибо он первый противник и бунтовщик против Создателя своего и в то же богомерзкое дело человека хитро и коварно привлек (см. Быт. 3).
7. Диавол прельщает и приводит человека к разорению заповедей Божиих, но за это и клевещет на человека пред Богом, потому и клеветником нашим называется (Откр. 12, 10). Велики эти козни, лукавство и хитрость пронырливого духа! Прельщает ко греху и клевещет за грех, чем не иного чего, как погибели человеческой ищет. Боже наш, избави нас от сего лукавца! Человек слепой, не рассуждая об этом, хватается за грех как за нечто приятное и от того уязвляется и погибает, как дети малые, которые хватаются неосмысленно за горящие угли, обжигаются и после болеют и плачут.
8. Как видимый неприятель, победив противника и пленив его, насмехается и смеется над ним, так невидимый наш враг диавол, пленив христианина грехом, держит его, как пленника, смеется и посмеивается над ним и часто от греха в грех и от прихоти в прихоть, как пшеницу, сеет и бросает то к сребролюбию, то к славолюбию, то к сластолюбию; и так запутав его в похотях мирских, как рыбу в сети держит и смеется над ним, пока во всеконечную погибель, в которой и сам находится, не ввергнет.
9. Когда грешник благодатью Божией очувствуется и начнет каяться и милости у Бога искать, тогда враг старается в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их. «Такое, мол, и такое зло соделал ты, как же тебе спастись? Бог не примет тебя, потому что ты заповеди Его разорил. Ведь сей Праведный Судия всем воздаст по делам, Он и тебе по злым твоим делам воздаст. Зачем же тебе надеяться и милости от Него ожидать?"- и прочее. Так пронырливый дух, как прежде грехов милость Божию представляет человеку, чтобы в грехи ввергнуть его, так согрешившему правду Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и так всячески старается нас погубить. Поэтому апостол увещевает нас: трезвитесь, бодрствуйте, потому что против ник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8).
10. Святое Писание страшно говорит о беззаконничающих. Грешнику сказал Бог: ты поверг слова Мои назад (Пс. 49,16–17), – то есть слова Мои, которые должен ты иметь перед собой, помнить, любить, почитать как слова уст Моих и по правилу их жизнь свою исправлять и проводить, ты, грешник, назад отверг и не смотришь на них. Вот что грешник делает: назад повергает слова Божии, которые должен перед собою иметь, и на них как в зеркало смотреть, и пороки свои очищать!
Еще говорит: не представили беззаконные Бога пред собою (Пс. 53, 5; 85, 14). И еще страшнее говорит Бог через пророка: обратили спину ко Мне, а не лицо (Иер. 42, 33). То есть должно им как созданию Моему и рабам Моим, ко Мне обратившись, Меня как Создателя, Бога и Господа своего почитать, поклоняться и тому, что говорю и повелеваю, внимать и сие исполнять, но они, беззаконники, от Меня отвратились и обратились к созданию, миру, греху и диаволу и ему угождают. Ибо кто кого слушает, тот тому и угождает.
И еще называет беззаконствующих чадами диавольскими. Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44; 1Ин. 3, 7–10).
Смотри и рассуждай, человек, чей ты, хотя и имя Христово на себе носишь. Непременно ты сын того, кого нравами своими изображаешь, как Господь говорит иудеям: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8, 39). И кому ты повинуешься и служишь, того ты и раб. Внимай этому и рассуждай прилежно, если не хочешь с диаволом навечно осужденным быть и в аду страдать!
11. Человек-христианин при Крещении отрекался от сатаны и всех дел его злых и обещался служить Богу в святости и правде (Лк. 1, 75) и так, оставив сатану, пристал к Богу. И Бог принял его в высочайшую Свою милость и омыл его от скверн греховных, освятил и оправдал, как написано: омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11). И служитель Божий крещеному говорит: «Оправдался еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Так омытого, освященного и оправданного принял Бог в сыны Себе и сделал наследником небесного царствия, как о том святое Его Слово свидетельствует (см. Рим. 8, 17; Гал. 4, 7). Христианин, когда ко греху обращается и служит прихотям мирским, опять отстает от Бога и пристает к сатане и злым его делам. Ибо никто не может служить двум господам (Мф. 6, 24), – говорит Господь. И тогда бывает плачь Ангелам и всем святым, которые прежде радовались о спасении и блаженстве его.
О грешник! Чем тебе не понравился Господь Бог твой, что ты оставил Его? Он тебя создал и душой разумной почтил, питает, одевает и прочими благами снабжает; Сына Своего ради тебя в мир послал и на смерть предал; омыл тебя, оправдал и освятил банею пакибытия и наследником вечного блаженства сотворил было тебя; и хочет в тебе как в доме и храме Своем жить, если только увидит угодное Ему место в душе твоей. И чем тебе нравится диавол, который хочет тебя с собою в погибель вечную привести, что волю его исполняешь? Ибо это его как истинного врага нашего есть непрестанная забота. Итак, обратись к Отцу твоему, от Которого отошел, и повергни себя перед милосердными очами Его, исповедайся с блудным сыном: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою! Он ждет тебя и готов принять тебя, и в лучшую одежду одеть тебя, и будет радость на небесах и о тебе кающемся, по слову Господнему. Скажет и о тебе милосердный Отец Небесный: этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 7, 10–32). Придите, о грешники! Восплачем пред Господом, сотворившим нас, ибо Он есть Бог наш (Пс. 94, 6).
12. Видишь, грешник, какое тяжкое и пагубное зло – грех. Почему же тебе это зло нравится? Почему от него не хочешь отвратиться и бесстрашно нарушаешь Божий святой и вечный закон, который ради того дан нам, дабы мы его в целости хранили? Разве в сердце своем говоришь: нет Бога (Пс. 13, 1)? Или помышляешь, что Он не видит грехов и беззаконий твоих? Или думаешь, что Он не воздаст по делам праведным и грешным? Или ласкаешь себя, что Бог в грехах потерпит тебя? Или не знаешь и не испытал еще, что есть огонь гееннский и вечная мука. Или иное что подобное мечтаешь? Все это – беззаконное помышление.
Как нет Бога, Которого весь мир проповедует (см. Пс. 18, 1–7; Деян. 14, 17; Рим. 1, 20)? Как не знает грехов твоих Тот, Который дал тебе разум, очи и уши? Устроивший ухо не слышит ли? или Создавший глаз не увидит ли? Ужели не обличит Наставляющий народы (Пс. 93, 9)? Как не воздаст по делам Тот, Который есть вечная Правда?
Кто водами потопил беззаконных и праведника в ковчеге сохранил? Кто пожег Содом и Гоморру беззаконные и Лота праведного оттуда восхитил и сохранил? Кто Израиля сквозь море провел и фараона со всем воинством потопил? Кто в печи вавилонской благочестивых отроков спас и вокруг печи нечестивых пожег? Кто и прочих благочестивых спас и нечестивых казнил? Бог, Бог, Который всем воздаст по делам их. Он как Праведный и в будущем веке воздаст каждому по делам его. Будет благочестие награждено и нечестие казнено. Будет праведным жизнь, а грешным мука вечная.
Если вследствие того грешить не перестаешь, что Бог тебя еще потерпит, как терпел, то что будет, если надежда сия солжет, если далее не потерпит, если в самом том беззаконном мечтании праведно поразит? Будет и с тобой то, что с прочими случилось: то, что случилось во время потопа, или что с содомлянами или с фараоном, или что с Дафаном и Авироном, которых живых земля пожрала (см. Пс. 105, 17; Числ. 16, 31), или что с Ананией и Сапфирой солгавшими, которые вдруг пали бездыханными (см. Деян. 5, 5, 10), или что и ныне с беззаконнующими случается. Если же потерпит тебя далее Бог, ибо не все здесь беззаконники, по неведомым судьбам Божиим, казнятся, то более себе собираешь гнева Божия и вечной казни.
О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и не раскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 4–6), – говорит тебе апостол. Или разве хочешь испытать, что есть гнев Божий и вечная мука? Испытаешь, если не перестанешь грешить и не покаешься; испытаешь, но уже от нее освободиться не сможешь, хотя и усердно пожелаешь, а будешь в ней платить за все твои содеянные грехи без конца. Ибо тогда покаяние престанет и милосердие закончится, тогда будет услышан голос: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк. 16, 25).
Ныне люди или в болезни, или в темнице, или в ссылке, или в плену, или в ином чем страдают, но от этих бедствий освобождаются или прежде смерти, или смертью, но от того бедствия, болезни, воздыхания, темницы, пленения, мучения, страдания никогда освободиться не могут. Тогда пожелают смерти, но не смогут умереть.
Вот куда бесстрашие и нераскаянная жизнь ведет! Потому ныне, пока еще не испытал этого, познай и признай грехи твои, и оставь их, и покайся, дабы не испытать и не вкусить горести той, но получить милость от Бога, чего как себе, так и всякому от сердца желаю.
Видишь, какое лютое и пагубное зло – грех, хотя его люди и любят. Берегись же, возлюбленный, его, как яда змеиного.