Гнев Божий
Если бы кто-либо на каком месте сидел или стоял, а над его головой висел бы острый меч на тонкой нитке, всякий о нем судил бы, что он в великой опасности находится, ибо в таком случае очевидная смерть над ним висела бы. И всякий, видя человека в такой опасности, звал бы его с того места. Так над всяким нераскаянным грешником меч правосудия и гнева Божьего висит. Висит над блудником и прелюбодеем. Висит над вором и похитителем. Висит над клеветником и ругателем. Висит над властелином, который ищет свою скверную корысть, а не общую пользу. Висит над пастырем, который не заботиться о словесных овцах, кровью Христовой искупленных, погибающих. Висит над судьей-мздоимцем, который судит по мзде и по лицам, а не по делам. Висит над господином, который крестьян своих или как зверь мучительски терзает, или излишними оброками или работами отягчает. Висит над родителями, которые детей своих не страху Божьему учат, но беззаконной своей жизнью соблазняют и развращают и им, банею пакибытия омытым и спасенным, стелют путь к погибели. Висит, наконец, над всяким безаконником, который произвольно и бесстрашно закон Божий дерзает нарушать. Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков (Рим. 1, 18). Висит, говорю, и как только падет, то не иное что, как вечная смерть последует тому бедному грешнику. Так пал гнев Божий на содомлян – и погибли. Пал на ожесточенного фараона – и в море утонул, как олово, со всем своим воинством. Пал на беззаконных израильтян в пустыне – и умертвил их. Гнев Божий пришел на них и убил очень многих из них (Пс. 77, 31).
* * *
Грешник, когда к Богу всем сердцем обратится и с пути нечестивых сойдет и начнет в покаянии истинном жить, то уже свободен бывает от надлежащего Божьего гнева и уже вместо гнева Божьего на милость Божию надеется и ее ждет. Суд и гнев Божий не падает на грешников кающихся, ибо того и хочет и ждет от нас Бог, чтобы мы к Нему обратились и каялись. Так висел гнев Божий над ниневитянами, но когда они обратились и покаялись, то не пал на них гнев Божий, но вместо гнева познали милость Божию. И увидел Бог де ла их, что обратились от путей своих лукавых; и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Иона 3, 10). Услышу, что скажет во мне Господь Бог: как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему (см. Пс. 84, 9).
* * *
Милостив Бог, и везде в святом Писании милость Его проповедуется, но для кающихся и обращающихся от грехов к Нему. А некающиеся правду Его и праведный Его гнев на себе непременно познают. И чем кто более грешит, тем более на себе узнает гнев Божий, по неложному учению апостола: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 5–6).
* * *
Гнев Божий против греха через казни, на грешников Богом посылаемые, показывается. Ибо если Бог и благ так, что никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17), по свидетельству Христову, однако насколько благ, настолько и праведен. И правда Его требует того, чтобы грешник как преступник святого и неизменного Его закона казнен был. А то, что грешник не тотчас после совершения греха или не во время самого действия греха казнится, должно приписать благости Божией, которая терпит грешника и так покаяния его ожидает, как говорит апостол грешнику: О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2, 4)?
* * *
На неблагодарных и нераскаянных грешников, которые долготерпения Божьего не хотят себе в покаяние и спасение принять и употребить, возгорится гнев Божий. Ибо чем более человек грешит и о долготерпении Божием не радеет, тем более собирает себе гнева Божьего, по апостольскому слову: о человек! Пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим. 2, 4–5). Хотя Бог благ и милостив, но и праведен, Его правда требует, чтобы грешник нераскаянный как неблагодарный и презирающий вечный закон Божий и Самого Бога был навечно казнен. Это непременно будет нераскаянным беззаконникам, что бы они ни вымышляли к смягчению и утешению своей злой и грызущей совести. Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Благость Божия и долготерпение в том показываются, что Он грешника, святой Его закон нарушающего, терпит, не тотчас казнит его, но ожидает его на покаяние или, как апостол учит, ведет его к покаянию (Рим. 2, 4). Но если грешник богатство благости Божией презрит и пребудет в своем нераскаянии и ожесточении, тогда правда Божия в свое дело вступит, и воздаст ему по делам его (Рим. 2, 6).
* * *
Сколь тяжко подданному гнев государя своего над собою чувствовать, – невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни что иное. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпев такого гнева, погубляют и предпочитают умереть, нежели жить под таким гневом. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит – отстоит же бесконечно, – настолько Божий гнев тяжелее гнева царского. Посему нечестивые в день страшного Божьего суда и праведного Его гнева пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6, 15–17).
* * *
Чем более грешит человек, тем более собирает себе гнева Божьего, как апостол говорит: по жестокости твоей и непокаянному сердцу собираешь себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5).