Время
Земледельцы разумные и мудрые не пропускают времени, в которое должны сеять, но тогда трудятся и сеют. Так разумные и мудрые христиане не пропускают времени настоящей жизни, но трудятся и сеют свои семена, каются, творят дела покаяния, творят дела милости и прочее. Нынешнее время – это только время посева, а в будущем веке этого не будет. Ныне благоприятное время каяться, плакать о грехах, молиться, всем добро творить, а в будущем веке все это перестанет.
* * *
Время жизни нашей кратко и проходит, как вода, мимо текущая, и потерянное не возвращается, как слово сказанное. Ты как его проводишь, в чем? Не в праздности ли? Не в суете ли? Не в гуляниях ли и пиршествах? Не в снискании ли чести, славы, богатства? Осмотрись!
Время дано тебе Богом для покаяния, а не для плотоугодия. Так ли проводишь его, как Бог того хочет? Осмотрись! Все человек в этом мире может найти, но потерянного времени найти не может. Смерть невидимой дорогой за человеком ходит и похищает его тогда, когда не ждет, и там, где не ждет, и таким образом, каким не ждет. Известна нам кончина наша и неизвестна: известна, потому что скончаемся; неизвестна, ибо не знаем, когда, где и как скончаемся. Чем дольше живем, тем более уменьшаются дни наши и приближаемся к концу жизни нашей.
* * *
Видишь, что всему свое время определено, как говорит Екклесиаст: всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1). Птицы в свое время строят гнезда и высиживают птенцов; животные в свое время сходятся и порождают потомство; рыбы также в свое время; деревья и травы в свое время зеленеют, цветут и дают плоды; земледельцы в свое время пашут, сеют и собирают плоды – словом, всякой вещи свое время определил Создатель Бог наш. Этим учимся, что и нам Бог время свое определил для искания вечного спасения. Время это есть время настоящее, доколе можно говорить: «ныне» (Евр. 3, 13), пока в мире этом находимся, пока живем и путниками являемся.
Это время определено нам для искания спасения, которое Христос Сын Божий Кровью Своей заслужил. Отсюда это время уподобляется в Писании времени сеяния: что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7–8). Сеющие со слезами пожнут с радостью. Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои (Пс. 125, 5–6). Будет время, когда никто не получит этого, хотя и со слезами и воздыханием будет искать. Как и земледельцы несмышленые, пропустив удобное время, хотя и сеют, но губят семя, ибо не тогда, когда должно, сеют; так и несмышленые грешники будут некогда искать спасения, но не получат его, ибо тогда будет время суда, а не покаяния.
Ныне время сеять, искать, просить, стучать в двери Божия милосердия, когда Бог обещал услышать и помочь и слушает и помогает. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благо приятное, вот, теперь день спасения (2Кор. 6, 2). Ныне всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 8), – говорит Христос. Тогда этого не будет.
Иной возражает: я, мол, при смерти могу покаяться. Можешь с таким покаянием и в ад пойти. О человек, тогда ли хочешь каяться, когда заканчивается время покаяния и наступает время суда и истязания? Тогда ли хочешь к Богу обращаться, когда Бог тебя к ответу зовет? Тогда ли хочешь искать, когда время уже уходит? Бесспорно, что должно и при смерти каяться, еще важнее молиться и Бога усердно призывать, ибо особенно тогда великий подвиг душе предстоит. Но до смерти отлагать покаяние – это обман ума, нерадение о спасении и козни диавола, который такую мысль в сердце человеку вкладывает и учит закон Божий бесстрашием разорять, Бога прогневлять и покаяние день ото дня откладывать, чтобы такой хитростью человека погубить. Поэтому, если хочешь блаженно умереть, ныне будь таким, каким при смерти хочешь быть.
Рассуждай о мирских вещах, чести, славе, богатстве и роскоши ныне так, как рассуждают умирающие, которые все тогда оставляют. Берегись греха и о содеянном жалей так ныне, как тогда берегутся и жалеют. Хочешь тогда отпущение грехов от Бога во имя Христово получить? Ныне о том старайся. Хочешь милость у Бога тогда получить? Ныне ее ищи. Но кто милость у милостивого Бога хочет получить, тот перестает Его прогневлять и о прежнем бесстрашии жалеет. И только тот перестает Его прогневлять, кто перестает грешить и плоды покаяния творит. Рассуждай об этом, грешная душа, и внимай тому, что Предтеча сказал: Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: срубаются, как деревья бесплодные, секирою суда Божия и в огонь вечный, как дрова, бросаются.
* * *
Видишь, что часы заведенные непрестанно идут, и хотя мы спим или бодрствуем, делаем или не делаем, они непрестанное течение имеют, пока механизм не остановится. Так и жизнь наша: от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется. Отдыхаем или трудимся, бодрствуем или спим, беседуем с кем или молчим, жизнь наша непрестанно течение свое совершает и к концу своему приближается, и уже ближе к концу сегодня, чем была вчера и позавчера, в этот час, чем была час назад. Так незаметно для нас жизнь наша сокращается! Так проходят часы и минуты! А когда остановится механизм и перестанет ударять маятник, не знаем того. Промысел Божий скрыл от нас то, чтобы всегда были готовы к исходу, когда ни позовет нас к себе Владыка наш Бог. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (см. Лк. 12, 37). Окаянны же те, кого найдет в греховном сне погруженным! Этот случай и рассуждение учит тебя, христианин:
1. Что время жизни нашей беспрестанно уходит.
2. Что прошедшего времени возвратить невозможно.
3. Что прошедшее и будущее не наше, но только то наше, которое теперь имеем.
4. Что кончина наша нам неизвестна.
5. Следовательно, всегда, в любой час должны мы быть готовыми к исходу, если хотим блаженно умереть.
6. Отсюда заключаем, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия.
7. Каким хочет быть при исходе, таким должен стараться быть в любое время жизни своей, так как не знает утром, дождется ли вечера, и вечером, дождется ли утра. Ибо видим, что те, которые с утра были здоровы, те к вечеру на одре смертном бездыханны лежат; и те, которые с вечера засыпают, поутру не встают и спать будут до трубы архангельской. А что с другими случается, то с тобой и со мной случиться может, ибо все мы всяким случаям подлежим.
* * *
Время дорого, и нет ничего его дороже. Все найти из потерянного можем, но времени потерянного отыскать невозможно, как слова сказанного не возвратить. И меня много это тревожит. Но постараемся хотя бы то, которое следует, не потерять и потерянное наградить, чем награждается. Бог Своей благодатью да восполнит кающимся и молящимся. Боже, обрати ум наш к вечности!..