Источник

Воля

Если хочешь для Христа Бога жить, то должен ты для греха и для себя самого умереть. И для греха, и для Христа жить невозможно. Христос купил тебя Себе Кровью Своею, раб ты Его купленный. Он твой Господь, ты Его раб, ценою Крови Его купленный. Сам рассуди, для кого должен ты жить – для себя или для Него, Господа твоего, по своей ли или по Его воле.

Сам знаешь, что верный раб воле своего господина, а не своей угождает. Тот раб, который живет не по воле господина, а по своей воле и своим прихотям, неверный раб. Так и христианин – не истинный христианин, а ложный и неверный раб Христов, если не по Христовой, а по своей воле живет.

* * *

Должно волю свою воле Божией покорить и Его святому и премудрому промыслу отдать себя, да делает с нами, как изволит, и, каким хочет, нас путем ведет – гладким или неровным, веселым или печальным, – как поступает искусный лекарь с немощным, который на волю его отдается и так исцеляется.

* * *

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (Лк. 11, 2).

Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому не просим, чтобы Бог делал, что хочет, а просим, чтобы мы могли делать то, что воля Его хочет.

* * *

Когда грешник то почитание, честь, славу и любовь, которую должен отдавать Богу как Создателю, Искупителю и Промыслителю своему, к себе обращает, тогда почитает себя более, чем Бога, Которого должен больше всего, более себя самого и воли своей, более всего создания, более отца и матери и всего, что кроме Бога есть, почитать; и так на том месте, на котором должен Бога иметь и почитать, себя как идола поставляет и боготворит. Это бывает тогда, когда он волю свою воле Божией предлагает и предпочитает; что Бог хочет, того он не делает, и что Бог повелевает, того он не исполняет; и так, презрев волю Божию, своей воле следует; и так самовольно делается как верховный господин, неподвластный Богу, – что есть богомерзкое отступничество от Бога и самого себя обоготворение. Подвластный властелину своему покоряется и повинуется, как то: подданный царю, раб господину, сын отцу и матери своей. Грешник неисправный, когда покорения и повиновения Богу не показывает, тем показывает себя Богу неподвластным и неподчиненным, как это всякий может видеть и признать. Иное есть грех от немощи и неведения, которому и богобоязненные люди подвержены, а иное – от произволения, от дерзости и против совести грех, который не бывает иначе, как от сердца непокорного и бесстрашного.

* * *

Ни о чем так не старайся, как чтобы волю твою и внутреннее состояние исправить. В этом вся сила христианского благочестия состоит. Всякая внешность без внутреннего – ничто. Чего внутри, в сердце, не имеется, того и в сути самой нет. Добродетель – не истинная добродетель, если в сердце не поселится. Исправляй же сердце и волю твою и будешь добр, и внешние дела твои добрыми будут. Ибо внутреннее – это начало внешнего. Когда внутри, в сердце, зла не будет, то и снаружи не явится. Руки не будут зла делать, ноги на зло не пойдут, язык и уста не будут зла говорить, уши не будут зла слышать, очи не будут на зло смотреть, и прочее, когда воля и сердце не захочет. Так и из источника чистые ручьи текут, когда сам источник чист. Подобным образом и от сердца добрые дела произойдут, когда сердце добрым будет. А без доброго сердца добрые дела быть не могут, как и от гнилого и смердящего источника не может течь ничего, кроме гнилой и смердящей воды.

Исправь же сердце и волю твою – и будешь добрым, будешь истинным христианином, будешь новой тварью (2Кор. 5, 17; Гал. 6, 15). Ибо всякий от воли и сердца или добрый, или злой. Если сердце и воля добрые, то и человек добр, а когда сердце и воля злые, то и человек зол. Доброе сердце то, которое воле Божией покорно и согласно, а злое сердце воле Божией противится и ей несогласно. Доброхотным сердце вера делает; родительница доброй воли – вера, говорит Амвросий святой, потому, где доброхотного сердца нет, там нет и веры. Постарайся же, христианин, внутри себя исправиться и быть добрым – и будешь истинно добрым; а иначе как был, так и всегда будешь злым, что бы внешне доброе ни совершал.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle