Власти
Какая польза людьми владеть и управлять тому, кто сам собой владеть не может? Человек! Научись прежде собой владеть и тогда будешь счастливо людьми владеть.
* * *
Властелин, служащий прихотям своим, а не обществу и ищущий своей корысти, а не общей пользы! Куда ты идешь? В погибель!
* * *
Видим в мире, что на неправедный суд бывает апелляция или донос царю или иной какой власти, и судившие сами к суду призываются, и судятся судьи неправедные. Так неправости, насилия, озлобления, обиды, которые бедным людям делаются, и неправедные суды царей, князей, господ, пастырей и прочих властей на небо вопиют, и вопли их входят в уши Господа Вседержителя, Царя царствующих и Господа господствующих, и суда у Него просят. Бедные люди, не имея где найти, кто бы их плач услышал, обиды и насилия отвратил и слезы отер, – на небо к Богу, Отцу сирых и Судии вдов, воздыхают и вопиют: «Боже! Ты наш Создатель и Господь, Ты наш Защитник и Помощник. Мы на земле бедности и слезам нашим не находим удовлетворения. Ты услышь и помилуй нас, бедных, и отри слезы терпящего зло Твоего создания! Сильные сильным, благородные благородным, господа господам, богатые богатым, судьи судьям помогают. Мы нигде не найдем помощи себе. У Тебя просим! Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником» (Пс. 9, 35).
Видит Господь беззакония беззаконных властей и судей, и вопль их, как содомский, входит к Господу, и воздыхания убогих людей Своих Он слышит, и судит Судия всей земли. Отсюда-то видим страшные казни, от праведного суда Божия посылаемые на государства и города. Видим страшные войны и кровопролития, видим моровые язвы. Видим прельстителей и пагубных сынов и возмутителей отечества, которые себе приписывают имена высоких лиц и мятеж и вред отечеству наносят. Видим страшные пожары, и голод, и прочие казни. Это все насылает Бог, Царь царствующих и Господь господствующих, за неправедные суды, обиды и насилия, причиняемые бедным людям, как праведный Судия и судящий по всей земле. Но позовутся еще на всемирный Суд все судьи и власти. Тогда встанут сами перед Судиею Богом судившие людей Его и ответят. Встанут цари и будут держать слово. Встанут князья и вельможи и воздадут слово. Встанут господа и будут держать ответ. Встанут все власти, от высших до низших, и будут держать ответ за неправедные суды и бессовестные и беззаконные поступки с порученными им людьми. Горе тогда будет беззаконным властям, неправдой и мучительством сделавшим зло людям Божиим! Бог исследует ваши дела и помышления испытает. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, ибо суд над начальствующими жесточайший, ибо малый достоин милости, а сильные сильно будут истязаны (Прем. 6, 3–6).
Власти, господа и судьи! Дела ваши неправые вопиют на небо и Богу как бы донос чинят на вас. Слышит Бог вопль их и позовет вас к Себе на суд. Покайтесь, возлюбленные, пока еще не зовет вас! Он все ваши дела и всю вашу неправоту видит, но долготерпит нас, не желая, что бы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет. 3, 9).
А если ныне не покаетесь, то уже тогда будете каяться, когда позовет вас к Себе на суд, но будет поздно и бесполезно! Размышляйте над приведенным соломоновым словом и сами узнаете, сколь страшен вам будет суд Божий. Господи, Боже Сил! Восстанови нас и яви светлым лицо Твое, и спасемся (Пс. 79, 4)!
* * *
Власти! Вас поставил Господь над людьми Своими и дал вам меч. Отсекайте им от подчиненных ваших всякое зло.
* * *
Как дерево высокое посреди низкого леса, так человек, в чести пребывающий, посреди подлых людей. Высокое дерево всеми издалека видно. Так и в чести пребывающего человека все видят. Чем выше дерево, тем дальше многими видится. Так и чем выше властелин, тем больше людей его знают и что он делает, говорит – ведают. Высокое дерево всякому ветру и буре подвергается и всякой непогодой обуревается. Так и высокий властелин всякому искушению и бедствию подвергается. И чем выше властелин, тем большему подвержен искушению. На низкое дерево не всякий находит ветер, а на высокое – всякий и отовсюду веет и колеблет его.
О, возлюбленный, сидящий на высоком месте! Будь, как дерево высокое, которое корень свой глубоко в землю пускает и тем держится и не падает от ветра и бури. Углубляй и ты веру и надежду свою в благости и всемогуществе Божием, как якорь в глубине морской. И так укрепляй сердце свое колеблемое от козней вражеских, как от бурного ветра. Не бойся, хотя великая буря то отсюда, то оттуда восстает и веет на тебя. Будь верен только Господу своему, а Он всесильной Своей рукой удержит и укрепит тебя.
* * *
В христианском обществе двоякая власть: гражданская и духовная. Гражданская власть управляет внешними делами, а духовная власть назирает то, что касается внутреннего, душевного состояния. Гражданская законами гражданскими управляет, а духовная Словом Божиим исправляет. Гражданская бесчиние и соблазны подвластных мечом пресекает, а духовная Словом Божиим, страхом и судом Божиим и отлучением временным от христианского общества неблагообразно живущих смиряет. Обеих властей, гражданской и духовной, цель должна быть не иной, как благое состояние подвластных и слава имени Божьего.
* * *
Всякая власть, великая или малая, – от Бога, по Писанию: нет власти не от Бога (Рим. 13, 1). Учинена же власть от Бога, как видим, с доброй целью:
1. Для отвращения всякого неблагополучия, которое в обществе может произойти.
2. Для усмирения бесчинства, нахальства и насилия дерзких людей; для защиты неповинности и незлобия добрых людей, как апостол Петр учит, что правители посланы от царя для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1Пет. 2, 14). И Павел святой говорит: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 3–4).
3. Для снискания и хранения всякого благополучия, как телесного, так и душевного.
* * *
Всякая власть, как голова в теле человеческом, в обществе своем. Всякое общество подобно человеку живому. Что в человеке, то в обществе власть. Голова в человеке как вместилище ума и рассуждения управляет всеми членами и о всех них промышляет. Так и власти должно всеми своими подчиненными управлять и о них промышлять. И как голова печется о добром состоянии всего состава телесного, так и власти подобает заботиться и стараться о всяком благополучии подчиненного себе общества, ибо именно для этого Богом и установлена... Всякий властелин избирается и поставляется не ради него самого, но ради пользы подчиненных, потому о пользе их и заботиться должен.
Поэтому всякий благочестивый властелин, гражданский и духовный, должен быть своим подчиненным, как отец своим детям. Как отец благоразумный детей своих в страхе содержит и милует их, так и властям должно со своими подвластными поступать. Они в том высочайшей и безначальной Власти, Самому Небесному Отцу, подражать должны, Который нас согрешающих наказывает и милует, бьет и милости не отнимает, уязвляет и исцеляет, печалит и утешает. Средним путем идти должно властям и с подчиненными своими поступать: не давать им по своей воле жить, согрешающих наказывать, страхом обуздывать, и к добронравию приводить, и мучительства над ними не делать.
* * *
Не может быть властелин истинным и полезным, как только будучи добросовестным и разумным. Ибо злой властелин, хотя и разумный, будет бессовестно с подчиненными поступать, о них нерадеть, о себе, а не о них печься, своей корысти, а не их пользы искать будет и так вместо общего благополучия злополучие обществу учинит. Также и добросовестный, но без разума властелин мало в чем преуспеет. Ибо хотя и будет печься об общей пользе, но от оскудения ума часто не то будет делать, что должно и когда должно, кому и что должно; и так хотя с доброй целью будет производить дела свои, но часто во вред общества. Однако полезнее обществу добрый властелин без мудрости, нежели злой с мудростью и хитростью своей.
* * *
Весьма худо делают те власти, которые о своей корысти, а не об общем благополучии пекутся. Так они противятся установлению Божьему, Который властей учиняет к сохранению общего благополучия. Всякая власть не ради своей корысти, но ради целости общества поставляется... Того и искать обществу должна власть, ради чего поставляется. Но когда превратно, вместо общей своей пользы ищет, то и приносит обществу вред, а не пользу, и так не созидает, но разоряет общество и, вместо благодетеля, делается его врагом.
* * *
Как те власти худо делают, которые своих подчиненных неумеренно и не по делам наказывают и мучат, так и те, которые оставляют преступников закона без наказания. Так подают им повод к другим грехам и беззакониям. Вор, не наказанный за беззаконие его, на то же беззаконное дело опять обращается. Ибо беззаконие, без наказания оставленное, не иное что есть, как дверь к прочим беззакониям. Оттуда последует привычка ко греху и ожесточение во грехе, чему явная погибель следует. Преступника без наказания оставлять есть не милость, но бесчеловечие и безумие, которое и милующего к погибели ведет. Умеренность везде похвальна: и наказание с милостью, и милость с правосудием и наказанием требуется от благочестивого властелина. Это показывается и от естества, в котором и мороз неумеренный, и зной чрезвычайный вредны, но теплота прохлаждением и вёдро11, дождем растворенное, полезно. Так и общество умеренностью созидается и процветает.
* * *
Худо и не по-христиански делают, которые всякими происками, или ходатайством других, или мздою, или иным каким способом власти добиваются. Тем они показывают, что или славолюбием суетным, что христианам неприлично, или желанием скверного прибытка, что им самим и обществу вредно, недугуют, и так тем самым исканием показывают себя недостойными власти. Всякая власть христианину не покой и честь, но больший есть крест, большими и множайшими трудами, попечением и всегдашним терпением обремененный, чего никто не пожелает. Надобно всякому прежде приготовить себя и сделать достойным чести и звания Божьего ожидать, которое бывает избиранием высших и преимущих властей.
* * *
Обязанности перед властями подчиненных им:
1. Подчиненные своим властям должны повиноваться во всем, и повиноваться Господа ради, как учит апостол Петр: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа (1Пет. 2, 13). Бог их учинил – Бога ради должно им и повиноваться. Бог их повелевает слушать – ради Бога повелевающего и слушать их должно. Кто власти повинуется, тот Богу повинуется, как и противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13, 2).
Если что повелевают согласно Божьему закону, Божие есть повеление, а не человеческое, хотя и люди повелевают.
2. Должно их с любовью почитать как отцов и промыслителей своих. Сама совесть убеждает нас любить и почитать тех, которые о пользе нашей пекутся и промышляют. Благочестивые же власти не что иное, как общего благополучия искатели и хранители. Отцов наших по плоти любим и почитаем, ибо родили нас и промышляют о нас, тем более властей благочестивых, которые и о нас и о наших отцах пекутся и промышляют, – промышляют, говорю, о нас, ибо об обществе, в котором и мы состоим, промышляют. Ибо кто пользует все тело, тот пользует и все члены телесные, из которых тело состоит. Они суть Божии служители, Божии посланники и как бы Божии наместники, которые должность, порученную им от Бога, живущего на небесах, отправляют на земле; поэтому как Божиих посланников и служителей, для пользы нашей посланных, принимать и почитать должно.
3. Должно о них молиться Богу, дабы сохранил их жизнь в целости и укрепил, соблюл их от всяких вражьих наветов, вразумил и умудрил их на общую пользу, чтобы они могли отвращать все то, что обществу вред наносит, и делать то, чем общее благополучие созидается и умножается. От добрых и разумных властей общее благополучие зависит. Дом тот в добром состоянии находится, в котором добрый и разумный хозяин имеется: так благополучен тот город, в котором добрый и премудрый градоначальник живет; благополучны те люди, которые доброго, мудрого и старательного пастыря имеют; благополучно то воинство, которым добрый, искусный и старательный полководец управляет; благополучно то государство, над которым добрый, премудрый и усердный царствует монарх. Поэтому нужно всем подвластным о властях своих с усердием молиться Богу, дабы они исправны в деле своем были, и так при благополучии их и сами были бы мы благополучными.
* * *
Спросят: «Как быть с властями, которые неправду делают?»
Ответ:
1. Что неправду делают, что тебе до того? Ты свое делай и по должности своей поступай. За неправду свою они воздадут ответ праведному Богу, Который исследует дела их и испытает намерения. Ибо они, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией, и прочее (Прем. 6, 3–4 и след.).
2. Что не противное закону Божьему приказывают, слушай и исполняй, а в противном случае не слушай, так как должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29). Так поступали мученики святые. Повелевали им нечестивые власти землю копать – копали; каменья носить – носили; в темницу и ссылку идти – шли; под меч главы подклонять – подклоняли; имения у них отнимали – отдавали, и прочее, закону Божьему не противное делать приказывали – делали. Повелевали отречься от Христа и прочее богопротивное делать – не слушали. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу отправлять – отправляй, а велит неправду делать: обидеть, украсть, солгать и прочее – не слушай. Грозит за то казнью – не бойся, ибо подобает более бояться Бога, имеющего власть и душу и тело погубить в геенне, нежели человека, убивающего только тело, души же не могущего убить (Мф. 10, 28). Лишает жизни – не противься, ибо жертвующий жизнью за правду в грядущем веке обретет ее.
* * *
Вёдро – ясная солнечная погода.