Ближний
Каждый человек друг для друга есть ближний: я тебе, а ты мне ближний. Когда я помощи от тебя требую, то ты мне ближним должен быть; а когда ты помощи от меня требуешь, то я тебе ближним должен быть. Так богатый убогому, разумный невежде, молодой и здоровый старому, здоровый немощному, сильный беззащитному, свободный заключенному в темнице, имеющий дом страннику ближним должен быть. Так попавшему к разбойникам и ими раненному ближним был милосердный самарянин, в Евангелии упоминаемый, который сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и прочее (Лк. 10, 30–37).
Следовательно:
1. Не родство, а нужда и бедность, не близость крови и плоти, а союз любви и милосердия делает нас ближними друг другу. И так мы с нашей помощью близкими должны быть там, где бедность какая-нибудь есть, – будет ли требующий помощи сродником нашим по плоти или несродником, знакомым или незнакомым, любящим нас или не любящим, единоплеменником или иноплеменником. Так, когда сатана, как разбойник, обнажил нас и смертоносными ранами беззаконий уязвил, Христос, Сын Божий, видя нашу бедность, сделался ближним нашим; сойдя с небес, приступил к нам; Вышний, Великий, больший всякой чести, Он к нам, низким, подлым, бесчестным, отверженным, склонился, несмотря на то, что мы иноплеменниками, самовольно отлучившимися от Него, врагами Его были. Наша бедность и окаянство были причиной того, что Он, Высокий, смирился, Бог Человеком стал, Господь образ раба принял, Дух плотью был, Невидимый – видимым, Неосязаемый – осязаемым, Сильный – немощным, Господь славы принял бесчестие, поругание, Судья живых и мертвых был осужден, Праведный к беззаконным был причислен, Бессмертный умер. Так, ближним нашим сделавшись, обвязал струпы наши, возливая масло и вино, и таким образом исцелил нас и, отходя на небо, передал нас гостинникам7 – апостолам и преемникам их, пастырям, дабы были с нами. Так научил преблагой Господь наш нас, рабов Своих, быть ближними подобным нам людям.
2. Имени этого – ближний – отрекаются те, которые, видя бедность человека, холодно или даже бесстыдно говорят: «Какое мне до него дело?» И так мимо идут, никакой не оказывая ему помощи, как поступили упоминаемые священник и левит, которые, не подав руки помощи попавшему к разбойникам и израненному, мимо прошли.
3. Те же, которые не только не помогают бедным, но и бесчеловечно их последнего лишают и так к слезам слезы, к бедности бедствие прибавляют, не только имени этого – ближний – отрекаются, но и уподобляются разбойникам. Таковы все грабители, насильники и судьи-взяточники, похитители, господа, крестьян своих излишне обременяющие, удерживающие плату наемника, с пожара похищающие и прочие им подобные.
* * *
Когда хотим Богу угождать, то не должны ближнего нашего презирать и отвращаться от него, но миловать его и в нуждах его помогать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15, 2). Требует ближний наш совета от нас – дадим совет, когда можем. Требует пищи от нас – дадим пищу. Требует одежды – оденем его. Требует упокоения в доме нашем – упокоим его. Требует службы нашей – послужим ему. Требует в скорби и печали утешения – утешим его по нашей возможности, и прочее. Этого хочет воля Божия и требует христианская любовь. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благо угодны Богу (Евр. 13, 16).
* * *
Где мир, согласие и единодушие, там Бог мира. Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8, 14). Насколько же хорошо и прекрасно иметь между собой мир и согласие, святой пророк воспел в особом псалме: вот, что хорошо и что приятно, – это – жить братьям вместе (Пс. 132, 1), – и далее: ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века (Пс. 132, 3).
Примечай, христианин:
1. Все друг другу – ближние: начальники и их подчиненные, пастыри и их люди, родители и их дети, мужья и их жены, господа и их крестьяне, продающие и покупающие и всякий человек другому человеку. Я тебе, а ты мне ближний. Поэтому каждый христианин должен другому воздавать то, чего сам Бог, и вера его, и любовь, и должность христианская, и закон Божий написанный, и сама его совесть от него требует. Ибо это все к одному сводится и к одному завершению, то есть к нашему блаженству, стремится.
2. Если христианин не воздает своему ближнему того, что должен, тогда перед ближним своим согрешает. Согрешая же перед ближним своим, согрешает и перед Богом, так как заповедь Божию нарушает.
3. Человек, согрешая перед ближним своим, более вредит себе, нежели ему. Ему телесно вредит, себе же душу повреждает. Ему телесную и временную беду причиняет, а душе своей – вечную. Его лишает телесного и видимого добра, а свою душу невидимого добра лишает. Его прельщает и обманывает, а сам диаволом уже прельщен и обманут. Над ним смеется, или ругается, или клевещет на него, а себя уже отдал на посмеяние, поругание и клевете диавольской, и прочее.
Причина этому в следующем. Поскольку он вечный и неизменный закон Божий нарушил и так, согрешив перед ближним, перед самим Богом-Законодателем согрешил, о чем диавол как враг христианский старается и радуется. Ибо о том у него все старание, чтобы христианина в грех ввергнуть, и так Бога оскорбить, и согрешившего погубить, и над ним посмеяться. Смотри, христианин, куда ведет тебя согрешение перед ближним. Пчела, ужалив другого, как говорят, сама погибает. Так и человек: другому вред причиняя, больше сам себе вредит, нежели ему. Берегись же, человек, зло и обиды причинять ближнему твоему, чтобы самому в большее зло не впасть.
4. Совесть с законом Божиим сходна, как видим. Что закон Божий возбраняет, то возбраняет и совесть. За что закон Божий обличает, за то обличает и совесть. Устрашает закон Божий грешника судом Божиим, слышит то же грешник и в своей совести. Показывает и хвалит закон невинность невинного человека, то же он чувствует и в совести своей. Согрешая же против совести, человек согрешает и против закона Божьего, а поступая согласно и сходно совести своей, делает согласно и сходно закону Божьему. Поступай же, христианин, так, как совесть христианская требует, и будешь согласно закону Божьему жить. И поэтому люди доброго человека называют совестливым, а злого – бессовестным.
Совести и закону Божьему сходно правило: «Чего не хочешь себе, того не делай и ближнему». Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним твоим. Что возбраняет оно, то возбраняет совесть и закон Божий. Не хочешь, чтобы кто-либо тебя обидел, здоровье и жизнь у тебя отнял, что-нибудь у тебе похитил и украл; не хочешь, чтобы кто то тебя обманул в чем-нибудь; не хочешь, чтобы худую вещь за добрую, одну за другую, гнилую за хорошую, дешевую за дорогую продал; не хочешь, чтобы кто-то тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил и прочее, – и сам не делай этого ближнему твоему. Ты не хочешь всего этого себе – не хочет и он. Все, что зло для тебя, зло и для ближнего твоего. Когда ближний твой делает тебе то, чего ты не хочешь, – зло тебе делает, но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он не хочет, – зло ему делаешь.
Если же грешишь против этого правила: «чего не хочешь себе», и прочее, – грешишь и против совести и закона Божьего и так обличаешься совестью и законом Божиим как законопреступник. Напротив того, хочешь, чтобы ближний твой в нужде твоей помог: голодного тебя накормил, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом принял и успокоил, и прочее, – хочет и он, чтобы ты помогал ему в нужде его. Делай же для него то, чего себе хочешь. Этого требует совесть и закон Божий. И это то, о чем говорит Господь: во всем, как хотите, чтобы с вами посту пали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12). Не делаешь ближнему своему того, чего себе хочешь, – грешишь против совести и закона Божьего. Держись же, христианин, этого правила: «Чего хочешь себе, делай это и ближнему твоему», – и будешь согласно с совестью и законом Божьим жить.
* * *
Многие христиане в этом имени – ближний – обманываются. Поэтому, во-первых, рассмотрим, кто такой наш ближний, дабы так познать, что есть любовь к ближнему.
Все мы друг другу ближние: власти подвластным, а подвластные властям ближние; пастыри людям и люди пастырям ближние; родители детям, а дети родителям ближние; господа рабам и крестьянам, а рабы и крестьяне господам ближние; мужья женам, а жены мужьям ближние; продающие и покупающие между собой ближние; хозяева и наемники друг другу ближние; судьи и подсудимые друг другу ближние. Словом, все люди, родственники и не родственники, знакомые и незнакомые, земляки и иностранцы, друг другу ближними являются. А особенно христиане, которых связывает единая вера, единое Крещение, единое Божие Слово, исповедание и призывание единого Бога, единое упование воскресения мертвых и вечной жизни, особенно, говорю, христиане друг другу ближними и братьями являются. Ибо они единому Небесному Отцу молятся и как братия между собой говорят Ему: Отче наш, иже еси на небесех, и прочее.
* * *
Представлен тебе ближний твой как сам ты себе, когда велено тебе любить его как себя самого. – Любишь ли ты его так? Не творишь ли ему того, чего себе не хочешь, и делаешь ли ему то, чего себе хочешь? Радуешься ли с ним, радующимся, и печалишься ли с печалящимся? Сострадаешь ли страждущему? Помогаешь ли бедствующему? Стараешься ли утешить печального? Хочешь ли накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и прочие дела милости оказывать? И когда можешь, оказываешь ли? И когда не можешь, сострадаешь ли ему сердечно? Внимай себе.
Ближние мы все друг другу: богатые нищим, здоровые немощным, разумные неразумным, свободные заключенным в темнице, власти подвластным и подвластные властям, родители детям и дети родителям, пастыри людям и люди пастырям, господа рабам и рабы господам, мужи женам и жены мужьям, учителя ученикам и ученики учителям, старые молодым и молодые старым. Словом, всякий человек любовью должен ближнему своему и все христиане призваны любовью служить друг другу(Рим. 13, 8; Гал. 5, 13), по слову апостольскому.
* * *
Гостинник – содержатель гостиницы; в монастырях: человек, приставленный для угощения гостей, посетителей.