Источник

Наказание

«Любит ли, – скажут, – Господь тех, которых предает на такие страдания?» Воистину любит! Какой отец детей своих не наказывает, и когда наказывает, не любит их? Никакой. Потому и наказывает, что любит, наказывает их, но им наследство готовит. Так и Бог наказывает нас, но вечной жизни и Царствия наследие готовит нам. Наказаны пророки, наказаны апостолы, наказаны мученики, наказаны и все святые; но были они возлюбленными Божиими чадами, и ныне в доме Небесного своего Отца водворяются, и во веки веков восхваляют Его. Кто бы не пожелал с ними там быть, с теми, которые так наказаны здесь? Наказывает нас Бог на пользу нашу, что бы нам иметь участие в святости Его (Евр. 12, 10). Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи (Пс. 93, 12).

Итак, великую любовь являет нам Господь, когда наказывает нас. Кого любить нам, как не Его, и как за Отеческое Его наказание Его не благодарить? Человек, если бы увидел ты славу тех, которые здесь наказание от руки Господней приняли, без сомнения, всякое наказание Божие облобызал бы и желал бы более страдания, чем благоденствия. Истинно Божие слово: кого любит Господь, наказывает (Евр. 12, 6). Когда человек более развращается и погибает, как не тогда, когда в благополучии живет? Бог преблагой, наказывая нас, до того нас не допускает.

* * *

Верное сердце во всяком искушении и бедствии к Богу бежит и у Него помощи и защиты просит, с прочими верными вопия к Нему: Господи, Ты был нам прибежищем в род и род (Пс. 89, 2); и еще: Ты мое прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окру живших меня (Пс. 31, 7). И хотя от Отца Небесного наказание принимает, однако не отступает от Него; как благо принимает все, что от благого Бога посылается, помня утешительное слово, которое Он сынам Своим говорит: Сын мой! не пренебрегай наказанием Господним, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же вся кого сына, которого принимает (Евр. 12, 5–6).

* * *

Хотя и казнит Бог, но не так, как грехи наши заслужили, а с милостью великой. На эту милость уповая, царь Давид, когда предложены были ему от Бога три казни, то есть: или три года голоду быть на земле его, или три месяца бегать ему перед врагами своими, или три дня мору быть в земле его, – и из этих трех одну он должен был избрать, сказал пророку, объявившему это: да впаду в руки Господни, ибо весьма многи щедроты Его (2Цар. 24, 14). Этими щедротами преклоняемый, Он, хотя и наказывает, но вместе с тем и милует, опечаливает, но и утешает.

* * *

Наказывает [Господь] не ради погибели, но ради спасения, чтобы, исправившись, грешник спасение получил. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32). Так посылаются Богом голод, пожары, болезни и прочее, дабы этим мы вынуждены были искать вечных и небесных благ, видя, что нет ничего в мире этом постоянного.

* * *

Сама угроза Божия не что иное показывает нам, как Его к нам милосердие. Ибо как будущие блага в Слове Своем объявил ради того, чтобы мы, взирая на них верою, стремились к ним и искали их, так и то, что должно быть злого: ад, геенну, огонь вечный, червя неусыпающего, тьму кромешную, скрежет зубов и прочее, которыми грешники мучимы будут, – в том же Слове ради того представляет, чтобы, послушав о них, старались их избежать. Для этого и о прежде бывших казнях Божиих, как-то: всемирном потопе, сожженных Содоме и Гомморе и прочем – в Святом Писании написано, чтобы мы, взирая на них, остерегались делать то, что те грешники делали, и так бы тем страшным наказаниям, какими они пострадали, или подобным, не подпали.

* * *

Временные наказания показывают, что будут и вечные для неисправных и ожесточенных грешников: будет геенна, червь неусыпающий, скрежет зубов, тьма кромешная, беззаконных мучающая.

* * *

О, сколь великое Божие милосердие к тем, которых здесь наказывает, да там помилует! Сколь блаженны те, кто это отеческое наказание терпят! Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32). Сколь окаянны те, кто этого наказания избегает! Они подобны детям несмышленым, которые личин намалеванных боятся, а за горячие угли руками хватать не боятся. Убегай или не убегай, как хочешь, человек: надо или здесь, или там терпеть. Нет иного пути к небу, кроме пути крестного, пути тесного, а пространный путь ведет в погибель (Мф. 7, 13), по слову Христову.

Итак, лучше нам молить Бога о том, чтобы здесь нас наказал, а там помиловал: Накажи нас, Господи, но по правде, а не во гневе Твоем, – говорит пророк (Иер. 10, 24); и здесь наказание Его с благодарением и к пользе нашей терпеть, нежели там с вечным воздыханием и бесполезно страдать. Если, любезный христианин, хорошо подумаешь, что такое вечность, и вообразишь в уме, сколь тяжко лишиться славы вечной и попасть в огонь гееннский, от которого и демоны трепещут, – изберешь всякое бедствие и страдание здесь терпеть и благодарить будешь Бога за милостивое Его отеческое наказание.

* * *

Не просто от наказания Божьего должно просить избавления, но от гнева и строгости правды Божией, которая каждому грешнику грозит вечной мукою. Отеческого же наказания Божьего, хотя плоти нашей и горестно, желать должно, так как Господь, кого любит. Того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). И Сам Христос говорит: кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3, 19).

Горе же любому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своей в суд войдет! Ничего иного, как вечного мучения в огне геенском должно ему ожидать. Всякий грех, даже малейший, по нашему мнению, силен погрузить человека на дно адово, если не приспеет милость Божия, ради Сына Его, Иисуса Христа, обещанная. Что же о тех сказать, которые волею согрешают? Поэтому должно каждому, кто хочет суда Божьего избежать, от грехов отстать и молить Бога с верой во Христа: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене (Пс. 6, 2),и прочее.

* * *

Надобно от сердца признать, что великую милость оказывает нам Бог, когда отеческим жезлом наказания нас бьет, хотя плоти нашей немощной и горестно. Ибо Господь, кого любит, того и наказывает (Евр. 12, 6). Поэтому не роптать, а благодарить Его должно за это.

* * *

Всякая скорбь не случайно бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает Он нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить, так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но отечески бьет, во гневе милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня (Пс. 117, 18), и апостол говорит: будучи же суди мы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32). От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без отеческого наказания Господня, но все его приняли от руки Господней и приняли с благодарением, что имели участие в святости Его (Евр. 12, 8). Знаешь, что и отец плотский сына своего наказывает не от гнева, но от любви; тем более Бог, естеством благой, наказывает чад Своих от единой любви и милости.

Скажешь: «Я-де такую или такую-то беду принимаю от людей».

Правда, что люди, диаволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Люди и диавол ничего не могут нам сделать, если им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна эта истина из историй об Иове и Давиде святом и прочих.

Помни, христианин, в скорби своей утешительное слово: Господь, Кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог по ступает с вами, как с сынами (Евр. 12, 6–7), – и, помня, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что гораздо лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть, а по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и то, что написал апостол: если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 8). Когда отец сына без наказания оставляет и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так и когда Бог оставляет человека без наказания, это знамение отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божьего наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благодарить Небесного Отца.

* * *

За что, спрашиваешь, люди благочестивые наказываются и страдают здесь, как видим и в Писании читаем?

Ответ.

1. И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и благочестивые здесь наказываются от Бога, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32).

2. Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева. Как отец чад своих наказывает, наказывает их, но не умерщвляет, бьет, но не убивает. Об этом наказании говорит апостол: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же вся кого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец (Евр. 12, 6–7)? И здесь правда Божия показывается, которая и малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена.

3. На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих.

* * *

Наказание Божие бывает двоякое – вечное и временное. Вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконным и нераскаянным грешникам. Этого они никак не избегнут, как себя ни ласкают. Низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный – их доля из чаши (Пс. 10, 6). Временное наказание претерпевают люди благочестивые, богобоящиеся и старающиеся сохранять заповеди Божии. И это наказание Божие отеческое, милостивое, происходящее от любви. Так написано: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает, и прочее (Евр. 12, 6). Так человеколюбивый Господь здесь человеколюбиво наказывает рабов Своих верных, дабы там их помиловать, по слову апостольскому: судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11, 32). Бьет, как отец чад Своих, и исправляет, дабы подать им наследие вечной жизни. И самые благочестивые люди не без греха. В откровении Иоанновом написано об избранных Божиих, которых он видел стоящими пред престолом Божиим: это те, которые пришли от великой скорби (Откр. 7, 14). И в Деяниях апостольских написано: многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие (Деян. 14, 23 и прочие места).

Видите, что скорбный путь ведет к вечной жизни. Терпите же здесь все, что ни приключится, дабы там не терпеть, но, получив вечную жизнь с претерпевшими здесь всякую скорбь и наказание, с ними прохладиться, утешиться, и прославиться в Царствии Небесном. В Притчах Соломоновых так написано: славе предшествует смирение (Притч. 15, 33). То есть, перед славой, которая в будущем веке будет благочестиво живущим, бывает в этом мире уничижение, поругание, посмеяние, поношение, укорение и злословие. Сколько благочестивая душа здесь, в этом мире, претерпит поношения, укорения, злословия, уничижения, клеветы и прочего злословия, настолько в будущем веке прославится. Терпи же всякое поношение, укорение, злословие и ругание со всякой кротостью и молчанием и не мсти ни делом, ни словом поносителям и ругателям своим, но наоборот молись за них по примеру Христову. И так будешь следовать Христу, Который был от мира поруган, уничижен и обесчещен, был поношение человеков и уничижение людей, и с Ним прославишься во Царствии Его. Тогда обратится временное твое бесчестие в вечную честь, временное твое бесславие в вечную славу, уничижение в похвалу, и всякая скорбь и злословие в вечное утешение и радость. «Поверь этому и крепись, потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа», увещевает Святой Дух всякую страждущую душу.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle