Мысль
Раскидывает нам диавол сети свои, когда нам влагает злые мысли: неверие, сомнение всякие, хулы на имя Божие, отчаяние и прочее. Это и подобное чувствуют на себе души благочестивые и против него сражающиеся. От этих сетей предостерегает нас Божие Слово: трезвитесь, бодрствуйте, по тому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1Петр. 5, 8–9).
Христианин! Берегись этих сетей вражьих. Сколько раз чувствуешь такую злую мысль, столько раз раскидывает на тебя враг сеть свою и хочет тебя уловить.
* * *
Что у тела уды, или члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болят члены его: немоществует душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что не видит света Божьего! Потому молится Псаломник: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Заткнул уши ее, и не слышит слова Божьего, и прочие многоразличные болезни принес ей, и оставил еле живого бедного человека, на пути мира сего лежащего. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие.
* * *
Вопрошаешь: «Какие мысли у души худые и какие добрые?»
Ответ:
1. Господь говорит: извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк. 7, 21–22).
2. Также плохими и злыми являются мысли, в душе рождающиеся, об искании в мире сем богатства, чести и славы (см.: 1Ин. 2, 15–16) и прочих утех.
3. Словом, в душе все те мысли плохие, которые запрещены словом Божиим.
4. Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкою пред Богом, хотя наружу те мысли через члены тела и не выходят. А если внешне проявляются и делом завершаются, то еще более нечистой ее делают. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 23), – говорит Господь.
5. Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию созданное, этими страстями вредными, как человек, в темнице сидящий, узами, связана, и не может свободно делать и начать то, что ей, как образу Божьему, свойственно, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36). Ибо без Него душа от такого бедствия освободиться не может.
6. Если кто против тех мыслей стоит, борется и подвизается, отвергая их и не соизволяя им, и призывает на помощь Избавителя своего Иисуса, и просит от Него избавления – от Него единого и бывает избавление, – тот мало-помалу от них избавляется, и душа, как тело от болезней, исцеляется от немощи своей и здравие получает. Как тело немощное, чем более освобождается от вредных соков, тем здоровее бывает, так душа немощная, чем более освобождается от злых помышлений, тем большее здравие получает.
7. Из этого видишь, какие мысли в душе добрые: когда рассуждает она о себе, о своем окаянстве и бедствии, когда упражняется в богомыслии и к нему прилепляется мыслями своими, отлучает их от суеты мира сего и обходит ими небесное отечество, помышляет, как бы угодить Богу и слово Его святое исполнить, и с ближним своим обходится так, как сама с собой, и желает ему и делает то, чего себе желает и делает, и прочее.
8. Когда такие мысли душа имеет, то и внешние ее дела и слова добрыми становятся так, как из источника чистого чистые ручьи текут, как от доброго дерева добрые плоды рождаются, как от сосуда благовонного благовоние происходит. Подобно этому от доброй души добрые дела и слова являются.
9. Когда такое состояние в душе имеется, это знак, что Иисус, Избавитель пленных наших душ и Врач немощей наших, ее милостью и человеколюбием Своим посещает и врачует ее немощи, и возвращает изначальное ее здравие. Призовем и мы в помощь Иисуса и попустим Ему действовать в нас Своим врачевством, как хочет, так как исцеляет души наши.