Искушение
Христос, по исполнении сорокадневного поста, троекратно был искушаем диаволом (Мф. 4, 1–2), являя то, что всякому, приступающему служить Господу, следует искушение.
* * *
Рассуждение об искушении. Первое. Насколько неприязненный враг нам сатана, Писание Святое свидетельствует: он то веру нашу, то любовь, то надежду искушает.
Искушает веру, влагая сомнение, неверие, всевая ереси, расколы, отступничество; искушает любовь, отвращая волю нашу от творения заповедей Божиих и всевая вражду между нами; искушает надежду, приводя нас к отчаянию в вечной жизни и обещанных благах.
Второе. Всякое искушение, хотя и от сатаны бывает, однако же, и не без попущения Божия. Христос говорит: Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31). То же и история праведного Иова показывает.
Третье. Искушение никого из верных не оставляет: если Христос Сын Божий трижды искушаем был сатаной, как Евангелие свидетельствует, насколько же более искушаются верные Его.
Четвертое. Искушения нам бывают по попущению Божию для доброго конца.
1. В искушении показывает Бог нас нам самим, что мы есть и к чему склонность имеем, к добру или ко злу; что мудрствуем, плотское или духовное; что в сердце нашем кроется, любовь Божия или любовь мира сего.
2. В искушении человек познает свою немощь и окаянство и так смиряется. Дано мне жало в плоть, – говорит апостол Павел, – ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2Кор. 12, 7).
3. В искушении, если оно претерпится, искуситель посрамляется, как немощным человеком по Божией благодати побежденный, а человек венчается.
Пятое. Помощь против искушения в самом деле.
1. Ум тотчас обратить к чему-нибудь другому полезному и к святому размышлению.
2. Можно искусителю сказать то, что Архангел Михаил сказал диаволу: Да запретит тебе Господь (Иуд. 1, 9).
3. Крестным знамением себя ограждать и силой распятого Христа себя вооружать.
4. Отвратиться от искусителя и плюнуть на него…
Шестое. Знак нехороший, если кто не чувствует искушения, ибо искуситель не касается того, кого видит покорным своей воле, и потому под своею властью. Ратник не воюет против того, кто ему покоряется, но кто против него стоит и вооружается; и разбойник на нищего не нападает, но на богатого. Внемли этому всякий и не радуйся о том, что не чувствуешь искушения, но осмотрись, в каком состоянии находишься.
Седьмое. Часто бывает, что искуситель на время и отступает, и оставляет нас в покое, но тогда большее нам надлежит искушение, ибо тогда он вдруг, нечаянно на нас нападает, а не с той стороны, с которой мы надеемся, поэтому всегда надо его ожидать. К чему и апостол Петр нас вооружает: трезвитесь, бодрствуйте (1Пет. 5, 8), и прочее, и апостол Павел: смотрите, по ступайте осторожно (Еф. 5, 15).
Восьмое. После искушения и одержанной победы надо не себе приписывать ее, но Богу, и Его благодарить за то , что не дал посмеяться врагу, ибо и то диавольская кознь, что он после одержанной над ним победы влагает высокоумие и тщеславие.
Девятое. Если случится искуситься, отчаиваться не должно, но тотчас восстать, каяться, и исправиться, и еще горячее с призыванием помощи Божией подвизаться. Ибо жизнь наша – это брань, на которой то одна, то другая сторона ранит, гонит, побеждает.
* * *
Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, кажется, что солнце оставляет нас. Однако и в такое время оно всегда тончайшие свои лучи испускает на нас. Так, когда темное облако и буря искушений находят на нас и накрывают нас, кажется, что Бог оставил нас. Однако Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокровенною силой Своей его сохраняет. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор. 10, 13).
Не отчаивайся, возлюбленный христианин, когда какое искушение постигнет тебя, но молись и призывай Его. Тогда и жди помощи от Него, по неложному Его обещанию: и призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15). Бог ожидает в искушении твоего терпения и подвига, а не уныния и негодования. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26, 14), без совета и изволения Которого ничего не бывает.
* * *
В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и становится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов проявляется. Кто бы узнал, что на дне ключа находится тина или грязь, если бы она оттуда, если ударить, не поднималась и себя не показывала? Так откуда бы мы знали, что в глубине сердца человеческого такая кроется мерзость и нечистота, если бы она оттуда не выходила и себя внешними делами не показывала?
* * *
Проникни, человек, в глубину сердца твоего, рассматривай и познавай, какая смрадная тина страстей в нем лежит! Какое видишь зло в ближнем своем, такое и в сердце твоем имеется, за что судишь и осуждаешь ближнего своего, то и в тебе есть, хотя и не проявляется вовне. Божие же око не только внешнее дело, но и глубину сердца видит. Многие думают о себе, что они смиренные и кроткие, но при искушении другое показывается.
* * *
Всякого, кто родится водою и Духом, то есть всякого христианина, ожидает искушение от диавола и с ним постоянная борьба. Если Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух, неужели оставит христиан? Христос Господь во всем образ нам Собою подал. Он искушаем был сатаною – надо и нам искушенными быть. Он победил искусителя силою Своею – надо и нам врага победить Его силой. Не на оперы и роскошные банкеты позваны христиане, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не против плоти и крови, а против диавола и злых его духов. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12).
Эта битва начинается благополучно, если око наше не дремлет (см.: Мф. 6, 22–24). Тяжка битва с людьми, но намного тяжелее бороться с духами злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примечают, а мы их не видим. Они стараются у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокровище, а вечное спасение, которое Христос Сын Божий честной Кровью и смертью Своей нам приобрел. Это неоцененное сокровище похитить у нас они стараются и усердствуют день и ночь. Искушают они нас бодрствующих, искушают и спящих; строят козни днем, строят козни ночью.
* * *
Душевное бедствие, внутри сердца кроющееся, больше всего в искушении познается. И чем больше в искушении человек находится, тем лучше бедность и окаянство душевное свое познает. Искушение все открывает, что внутри сердца кроется, как лекарство рвотное показывает, что в желудке содержится. А чем более познает человек душевное свое бедствие и окаянство, тем более смиряется. Познание беды смиряет человека. Чем же более смиряется, тем более обретает благодать у Бога. Смиренным Бог дает благодать (1Петр. 5, 5).
Многие о себе мечтают, что они не имеют высокоумия, гордости, зависти, гнева, злобы и прочее. Но нашедшее искушение показывает, что в сердцах их это зло кроется, и так они обманываются. Блудная похоть некоторое время кроется и не познается, но при случае, как змей ядовитый, из тайного места показывает свою голову и жалом своим хочет уязвить душу. Зависть, в сердце нашем кроющуюся, благополучие ближнего трогает и показывает; тогда она из сердца исходит и поднимается, когда ближнего увидит в счастье. Гнев и злоба в обиде, ближним наносимой, познается. Жестокосердие и немилосердие показывает беда и страдание ближнего, человеком презираемая. Сребролюбие прежде всего показывает себя при потере богатства и имения, славолюбие – в бесславии и бесчестии, любоначалие – в лишении чести и сана. Видим, сколько болеет и скорбит человек, сколько сетует, плачет и рыдает, лишившись или богатства, или сана и чести, или славы мира сего. Многие, не стерпев болезни и скорби, внутри сердца их кроющихся, сами себя умерщвляют. О слепота! О нечувствие! О бедность! Самого себя погубить ради того, что само по себе – почти ничто, как тень.
Кто что любит, о том и жалеет, когда теряет; и чем более что любит, тем более о том потерянном жалеет. Так и прочее бедствие душевное в искушении больше всего познается. Искушение открывает сердце наше, и тайное сердца нашего явным делает. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытывает и, что в нем кроется, видит. Поэтому попускает нам Бог искушение, и тем показывает нам, что в сердце нашем кроется. Познаем, христиане, душевную нашу беду и зло – да так и избавления усердно поищем.
* * *
О, как нужно искушение для того, чтобы достичь блаженного состояния сердца! Ибо искушение:
1. Показывает нам бедное и плачевное состояние сердца нашего; показывает, что в нем, какая великая злость и жестокость кроется, и к чему оно склоняется; и так убеждает нас познавать свою бедность, окаянство и ничтожество духовное.
2. Убеждает искать способ, которым бы от этого избавиться. И не иной какой представляется способ, как Божия благодать, которая верою и усердной молитвою получается. Чем же от природы своей злой избавиться можем, как только Божией силою, которая как все может, так может и злое естество переменить и, как огонь железо, умягчить?
3. Убеждает мир оставить и одного Бога искать, у Которого одного есть истинное и непоколебимое блаженство. И поэтому-то на христиан столько бед и напастей в мире этом находит! Ибо этим они, как железо в огне, умягчаются, и, как золото и серебро в горниле, искушаются и благоприятными Богу делаются. Не избегай, возлюбленный христианин, искушения и креста, от Бога посылаемого. Если безропотно и великодушно потерпишь и понесешь его, принесет тебе великую Божию милость. Плоти нашей горестно терпеть, но так внутренний человек исцеляется и здоровье получает. Надо непременно совлекаться ветхого человека, то есть природного злонравия, если хотим облечься в нового человека, что необходимо для спасения.
* * *
Искушение бывает нам к добру или к злу. Искушение к добру – от Бога, им просят искуситься Давид и прочие святые. Искуси меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай пути мои (Пс. 138, 23). Так искушаем был Авраам (см.: Быт. 22)...
Искушение ко злу, или прельщение, бывает или от диавола, который всячески пытается нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить, или от плоти, которая страстями и похотями борет нас, или от мира, который прелестью, суетой и соблазнами ко злу нас поощряет.
* * *
Когда молимся: не введи нас во искушение, – то не должны сами себя вдавать в искушение.
* * *
К успеху в христианском деле руководствует различный крест и искушение. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 2–4).
Крест и искушение различное есть училище духовное, в котором обучаются христиане. Как в училищах обучаются отроки и юноши правильной речи, красноречию и мирской мудрости, так в училище креста и искушений христиане, младенцы и отроки о Христе, обучаются правому, красному и богоугодному житию и духовной премудрости. И чем более в этой духовной школе обращаются, тем искуснейшими в деле христианском бывают. И как воины мира сего, чем более обращаются в брани и против врагов отечества своего подвизаются, тем искуснейшими и храбрейшими делаются, так христиане, воины Христовы, чем более подвизаются под крестом, знаменем христианским, против врагов своих: плоти, мира и диавола, – тем лучше успевают в деле христианского благочестия. И как в горниле серебро и золото искушается и чистейшим бывает, так в горниле искушений, бед, напастей и креста христиане очищаются от злонравия и чистейшими делаются. Крест и искушение есть изрядное и преславное училище христианской мудрости.
* * *
Искушение от диавола попущением Божиим бывает для доброй цели.
1. Чтобы так смирился человек искушающийся.
2. Чтобы познали веру нашу. Искушение подобно огню, который золото, серебро и медь показывает и от прочих металлов отличает. В искушении показывается, кто золото, кто серебро, и кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро цело остается в огне и чище делается. Железо ржавчину отлагает и цело остается. Олово скоро растапливается, а сено и дрова совсем сгорают. Так в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно. Искушением же познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры. Искушение все явным делает.
3. Чтобы познали любовь, кого мы более любим, – себя и мир или Бога, кому угождаем, – себе и миру или Богу, чью волю более почитаем, – свою или Божию, и прочее. Все это открывает искушение.
4. Чтобы познали врагов наших и научились против них подвизаться. Ибо битва готовит воина для подвига и крепчайшим делает, а без битвы воин ослабевает и портится.
5. Чтобы познали немощь нашу, опасность, и, познав к Богу с молитвой прибегали. Как малое дитя к матери бежит и у нее ищет защиты, видя свою беду, так верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем.
6. Чтобы искуситель посрамился, а претерпевший искушение венец принял от Подвигоположника: блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Не знает искуситель, что искушению его последует: он искушает на зло, но искушение его претерпевающему на добро, и так посрамляется и как бы своей стрелой уязвляется.
* * *
Когда сатана видит, что человек противится ему и человека низложить через грех не может, то наносит ему беды или сам, или через злых людей, чтобы хотя бы так человека, противящегося ему, привести в грех через нетерпение, негодование и хуление. И такое искушение от него бывает этому человеку на пользу великую, если он не изнемогает, но стоит твердо против такого искушения, то есть, когда он это искушение великодушно и безропотно терпит.
* * *
Истинной добродетели последует искушение. Сатана всегда восстает на Христовых рабов, и попущением Божиим то через себя самого, то через злых людей причиняет им зло. Здесь нужно каждому благочестивому терпение, и все, что ни приключится противное, безропотно и великодушно переносить, и терпением преодолевать, и это все приключающееся, как от Бога посланное, принимать, чтобы показать, что он нелицемерно Бога почитает. Так сатана посрамляется, и человек, истинно почитающий Бога, познается и венчается.
Так на Иова святого от диавола нашедшее искушение, которое он великодушно претерпел, показало, что он истинный был богопочитатель. И диавол не нашел более, чем его оклеветать, тот, который прежде клеветал и говорил: разве даром чтит Бога Иов (Иов. 1, 9)? И так, терпением его побежденный и посрамленный, умолк.
И сие-то есть взять свой крест, то есть быть готовым к терпению всего, что ни приключится противного, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради Бога. Что значит нести крест свой? Ответ: терпеть безропотно и великодушно все, что ни приключится.
* * *
Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании написано так: чадо! если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения, и прочее (Сир. 2, 1–2). И во многих местах Священного Писания о том же свидетельствуется.
Итак, надо терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: трезвитесь, бодрствуйте, потому что против ник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, и прочее (1Петр. 5, 8–9). Апостол Иаков говорит: блажен человек, который пере носит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12).
Итак, терпи и ожидай от Бога милости и в будущем веке конца.