Имущество (имение)
Хотя и праведное имение будет, но поскольку есть нагие, трясущиеся от холода и мороза меньшие братья Христовы, заключенные в темнице за долги и оброки, лишившиеся домов от пожаров и прочие бедствующие, то на таковых должно излишние средства и избыток употреблять. Но все то суетным украшением и ненасытной роскошью пресекается. До нищих ли тому, у кого суета эта в сердце место свое имеет? Надо украшать себя, жену, детей, слуг, коней, кареты, убор их, дом свой, галереи, пруды и прочие увеселения создавать!
* * *
Иной отзывается: «Я-де при смерти имение раздам».
Ответ:
1. Неизвестно, как окончишь жизнь; неизвестно, сможешь ли слово сказать в день смерти своей; и хотя и напишешь завещание об имении своем, но будет ли сделано по завещанию также неизвестно.
2. «Так смерти твоей, – говорит свт. Василий Великий, – приписывается милость, а не тебе» (В Слове к богатым). Ибо если бы смерть не побудила тебя к тому, не сделал бы ты милости.
3. Тогда ли хочешь раздавать богатство, когда уже и не можешь более его иметь и не в твоей власти остается?
4. Тогда ли хочешь милостивым и щедрым быть, когда перестаешь жить и от людей отлучаешься? Тогда ли добро делать, когда жизнь, дыхание, движение прекратится, и всякое действие кончится, и время испытания и суда настанет?
5. «Если не дерзаешь знатных людей останками трапезы твоей потчевать, – говорит свт. Василий Великий, – как дерзаешь Бога останками твоими на милость преклонять?» (В Слове к богатым). Итак, отложи все эти мысли, которые тебя отвлекают от добродетели и связывают сердце твое скупостью и сребролюбием; пресеки узы эти мечом веры и упования на Бога и отдай имение свое руками убогих в руки Христу, Который, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2Кор. 8, 9).
* * *
Иной заявляет: «Я-де волен распоряжаться своим имением».
Ответ. Ничего своего, кроме грехов, не имеешь ты, который нагим из чрева матери твоей вы шел, нагим и отойдешь (Иов. 1, 21). Скупость и лакомство – твое; а имение – Божие добро, расходовать которое ты должен по воле Божией, а не твоей. А если по своей воле и своим прихотям Божие добро будешь расточать или при себе держать, не употребляя на законные и богоугодные расходы, непременно, как неверный и лукавый раб, суда Божьего не избежишь (см.: Лк. 12, 45–46).
* * *
Иной думает и говорит: «Я-де хочу на свете жить, и для того имение запасаю и берегу».
Ответ. Так-то думал и евангельский богач жить на свете, есть, пить и веселиться; но слушай, что Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12, 20)? Так и ты обещаешь себе то, что не в твоей власти; жить хочешь на свете, но смерть перед тобой невидимо стоит, суд Божий у дверей, и Бог с небес говорит: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; ко му же достанется то, что ты заготовил?
* * *
Если имеешь имение, собранное неправдой, – расточи его на бедных, чтобы не обличило оно тебя на втором Христовом пришествии. Подражай в этом деле Закхею мытарю (Лк. 19, 8), которого Христос Господь поставил всем в пример. Лучше в нищете жить, нежели в неправедном богатстве. Избери же лучшее, и во зле собранное расточи в добре. Если так сотворишь, веруй Господу, что не оставит тебя и подаст тебе нужное к жизни твоей, Он и птичек не оставляет и питает, и обо всей твари промышляет.