Источник

VI. Объедение и пьянство

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).

«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Святой Златоуст об этом

Нет зла в еде, но объедение порочно (Беседа 10 на 1 гл. Книги Бытия).

Сладострастие пищи – это такое зло, что и бессловесным скотам вредит (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).

Ничто так не вредит телу, как объедение (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).

Излишество в пище и питии – мать всех зол (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).

Дьявол ничего так не любит, как роскошь и пьянство (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).

Нет ничего злее чревообъедения, нет ничего хуже: оно делает разум помраченным, оно делает душу плотской; оно помрачает и не попускает осмотреться (Беседа 45 на евангелиста Иоанна).

Пьянство – это произвольное беснование, откровение помышлений. Пьянство – посмея­тельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный и тяжелее самого беснования (Слово о воскресении).

Вино – Божие дело, а пьянство – дьявольское: не вино производит пьянство, а невоздержание (Беседа 1 к народу антиохийскому).

Пьянство – блудница и мать всякой нечистоты (Слово об Анне).

Пьянство не в одном вине состоит, но и во всякой страсти – в гневе, в похоти, в сребролюбии, в честолюбии (Слово 3 против иудеев).

Всякий, кто в пьянстве целые дни проводит, всякий, кто в роскоши и обжорстве пребывает, – под дьявольским игом находится (Слово о Лазаре).

Рассуждение об объядении и пьянстве

Объедение – это излишнее употребление пищи и обременение чрева; насколько оно вредно, смотри в приведенном учении святого Златоуста.

Пьянство – это излишнее употребление пьяного питья.

Пьянство, как святой Златоуст учит, бывает двоякое: иное бывает от вина, иное от страсти. От страсти бывает пьянство у того, кто имеет сердце, наполненное страстями. Всегда пьян тот, кто имеет злобу на ближнего, чье сердце скверными похотями, сребролюбием, славолюбием и прочими страстями всегда наполнено. От этого пьянства протрезвится тот, кто, оставив страсть, покается.

Пьянство от вина

От этого пьянства двоякое зло людям: телу немощи различные, душе пагуба. Чего трезвый не делает, на то пьяный дерзает. Эта мучительная страсть: так бедного человека пленяет, что ничуть он от нее освободиться не может. Ни увещания, ни угрозы, ни страх, ни моления не могут его преклонить. Во рву погибели лежит, но того не чувствует; погибает, но погибели не познает; тонет в греховном болоте, но освободиться не старается, и на желающих его от этого отвести негодует.

Пьянству начало:

Первое. Злая компания и частые пиршества, обеды.

Второе. Церемонные потчевания с усиленным прошением и поздравления, ныне в обычай злой вкравшиеся, как-то: за здравие, мол, того и того выпьем, и прочее.

Средство против этой страсти

Первое. Юным не дозволять пьяного питья пить, ибо юный легко привыкает.

Второе. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина.

Третье. Злых компаний избегать.

Четвертое. Помнить, что, привыкнув к этой страсти, от нее трудно освободиться, и многие в ней и умирают.

Пятое. Привыкнувшим к этой страсти против нее вооружиться и, истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил.

Шестое. Им же должно помышлять всегда, что многие пьяницы пьяными, заснув, умирают и из века сего в будущий переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно.

Седьмое. Должно им приводить на память случающиеся несчастья во время пьянства, как-то: соблазны, ссоры, драки, так же приключающиеся мечтания, ужасы, недуги, и всего тела расслабление и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяных, и прочее.


Источник: Собрание творений : в 5 томах / Святитель Тихон Задонский. - Москва : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003-. (Святоотеческое наследие). / Т. 1. Житие, слова. Наставления пастве, родителям и детям, священникам. «Плоть и дух». – 800 с. / Плоть и дух. 639-794 с.

Комментарии для сайта Cackle