Вопросы ученика и ответы старца

Источник

Содержание

Вопросы ученика (Павла Тамбовцева) и ответы старца 1. Каким образом поступать, когда я, находясь в кругу братии, не могу воздержаться от слов, и когда говорю, то кого-либо обижаю словами? 2. Как поступать, когда я вижу в других вольное выражение мыслей и соблазняюсь; равно как и в тебе, отче, иногда не видя старческой кротости в обращении с другими, также оскорбляюсь? 3. Я не вижу в братии любви, и для исследования какого-либо предмета из Свящ. Писания не нахожу собеседников? 4. Почему, в течение пятилетнего жительства в пустынной здешней обители, стараясь сколько-нибудь о собственном назидании, я чувствую, напротив, что действительно сделался хуже, о чем свидетельствуют неосмотрительные мои поступки, хладность сердца и недостаток великодушия? 5. От чего это возникло, что я к советам Вашим потерял веру и благоговение, что назидания Ваши перестали действовать на мое сердце, а что все кажется для исполнения неудобным? 6. Каким образом поступать тогда, когда бываю в кругу первейших обители нашей Старцев, которые иногда между собою в разговорах помещают такие происшествия, что, слыша оные, трудно одержать победу над смехом? 7. Как избавиться от необыкновенно сильных ощущений сладострастия не только в собрании с женским полом, но и при одном воображении о нем? 8. Когда мой ум насильно влекут за собою помыслы сладострастия, как избавиться от нападения их? 9. Какое средство употреблять против помыслов, сильно влекущих меня к осуждению ближнего, и особенно того, который меня чувствительно оскорбляет, которого поступки кажутся несообразными званию о Христе и дерзкими, и который также очевидно других братий оскорбляет; на что взирая и приемля участие в их неудовольствии, более раздражаюсь, не в состоянии быть мирным; а не быть покойным в духе, значит носить душевредную тяжесть? 10. Когда никакая святая мысль и представление не действуют на сердце раздраженное, или предавшееся нечувствию, что должно делать, дабы умягчить себя? 11. Каким образом согревается охладевшая душа? 12. Ощущая в себе не только склонность, но и самые действия тщеславия, и желая оного избавиться, каким образом можно успеть в том? 13. Когда я читаю книги Священного Писания, то назидательнейшие изречения отмечаю, – должно ли так делать, и полезно ли? 14. Видя новоначального брата в некоторых поступках неосмотрительным, или делающим что-либо неблагопристойно, должно ли поправить его? 15. На субботу должно ли исполнять келейное правило? 16. Если я, по случаю отлучки или какого послушания, не могу иметь другого времени для келейного правила, как самое позднее, как поступать? 17. Я весьма желаю исправить себя, но все увлекаюсь стремлением страстей: что должно делать для преодоления их? 18. Каким образом избавиться от рассеяния мысли и в самой молитве? 19. Сильно одолевает меня леность; как избавиться от нее? 20. Как избавиться от угнетения духа уныния? 21. Услышал я о представлении в монашество некоторых братий, особенно тех, кои вступили в сию обитель после меня; я, равно желая принять Ангельский образ, и не имея на сие благословения начальника, весьма о том бе спокоюсь и сетую, не достигая цели. Каким образом водворить в себе потерянное чрез то спокойствие духа? 22. Должно ли верить снам, которые (по-видимому) живо представляют будущее? 23. Что же знаменует следующий виденный мною сон, и заключает ли в себе что-либо достойное вероятия? Может быть он не заслуживает внимания, но я обязан открыть его Старцу? Вопросы другого ученика (Антония Бочкова) и ответы старца 1. Что такое осуждение и почему отцы применяют осуждающего к антихристу? 2. Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле? 3. Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе? 4. Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это? 5. Поэтому злые и хульные помыслы на старца, на его жизнь и слабости лучше умалчивать? 6. Как же узнать, какие помыслы собственно наши, какие от противного? 7. Некоторые священники-богословы требуют тончайшего исповедания, для очищения души? 8. Всем ли дается умная молитва? 9. Некоторые, знаемые мною отцы имеют великую любовь к Матери Божией, и хвалятся тем; мне сомнительно в них такое усердие?  10. Какие книги святых отцев лучше читать: Лествичника, Исаака Сирина или аввы Варсонофия? 11. Что скажете об акафистах, которыми иные переполняют свои правила? 12. Как легче спастись? Каким путем? Я о себе только спрашиваю. Вопрос старца: «А чем наипаче привлекается благодать Божия?» Ученик: «Не ведаю, батюшка». Старец: «Если бы ты был, яко апостолы, простосердечен, не скрывал бы своих человеческих недостатков, не притворял бы себе особенного благоговения, ходил бы нелицемерствуя, то этот путь, хотя как будто легкий, но не всем дается, не всем понятен; а этот путь ближайший ко спасению и привлекает благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души, – вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие». 13. Отчего я досадую на приходящих к Вам, на их глупости, на их невежество, хоть и знаю, что многие пользуются Вами? 14. Отчего я Вас иногда так люблю: как вот теперь (при этом у меня были слезы на глазах и голос дрожал), а иногда на Вас досадую, на множество к Вам приходящих и стружающих Вам?  

 

Представленные вопросы ученика и ответы старца представляют собой келейные записки Павла Петровича Тамбовцева, одного из учеников преподобного старца Льва. Павел занимался перепискою книг святых отцов, и иногда, под диктовку старца писал ответы к многочисленным его духовным детям.

Келейные записки под заглавием: „Вопросы ученика и ответы Старца» были впервые напечатаны в журнале «Маяк» в 1845 году с небольшим предисловием инока, доставившего их издателю. Эти записки могут служить образцом духовной мудрости преподобного Старца и полезны каждому христианину, пекущемуся о своем спасении.


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle