А.В. Попов

Источник

Прощальная беседа в Нью-Йоркском Кафедральном Соборе

Нынешнее воскресенье именуется «Неделею Православия» или «Торжеством Православия», ибо в настоящий день Св. Церковь торжественно воспоминает победу свою над иконоборчеством и другими ересями. И это торжество Православия было не только тысячу лет тому назад, – нет: по милости Божией Церковь и доднесь то там, то здесь одерживает победу и торжествует над врагами. Много их у неё. Недаром Церковь уподобляется кораблю, плавающему среди разъяренного, бушующего моря, ежеминутно готового потопить его в своих волнах, и чем дальше плывет корабль, тем больше хлещут по нему волны, тем яростнее нападают на него! Но чем сильнее бьют волны по кораблю, тем дальше отскакивают от него, сливаются с бездною и исчезают в ней, а корабль по-прежнему продолжает свое победное шествие: твердо стоит основание Божие (2Тимоф.2:19), на недвижимом камне создана церковь Христова и врата адова не одолеют ея (Матф.16:18). Церковь Христова – царство не от мира сего, не располагающее никакими мирскими средствами и земными приманками, гонимое и уничижаемое, – не только не погибает в мире, но возрастает и побеждает мир! Так повсюду, в том числе и у нас здесь. Мы не можем не глаголати, яже видехом и слышахом (Деян.4:20). Правда, Церковь наша не может похвалиться в Америке ни богатством, ни численностью членов своих, ни ученостью их. Как и слово крестное (1Кор.1:23), для одних она кажется низкою и блазнительною, а для других простою и безумною, на самом же деле в ней сокрыта Божия сила и Божия премудрость. Она сильна и богата истинностью догматов, сохраненных в неповрежденности, чистотою правил, глубоким смыслом богослужения и обилием благодати. И сим она постепенно привлекает к себе сердца людей и все больше возрастает и укрепляется в стране сей. Вы сами, братья, свидетели и очевидцы роста и успеха Православия здесь. Всего каких-нибудь 12–15 лет тому назад у нас, кроме далекой Аляски, не было почти ни одной церкви здесь, не было священников, православных людей насчитывалось всего несколько десятков и много что сотен, да и те жили разбросано, вдали друг от друга. А теперь? Преславная днесь видеша во стране сей. Появляются храмы наши не только в больших городах, но и в малых местах. Сонм духовенства, верующих десятки тысяч, и не только давних православных, а обратившихся от унии; заводятся школы, возникают братства. Даже посторонние люди признают успех православия здесь, а как же нам самим после сего не праздновать «Торжество Православия» и не благодарить Господа, благодеющего Церкви Своей!

Но мало, братие, только праздновать «торжество православия»: нужно и самим нам способствовать, содействовать этому торжеству. А для сего надлежит свято беречь веру православную, твердо стоять в ней, невзирая на то, что мы живем в стране иноверной, не ссылаясь в оправдание своего отступничества на то, что «здесь не старый край, а Америка, страна вольная, и посему (?) будто бы нельзя соблюдать всего, что требует церковь». Как будто слово Христово пригодно только для старого края, а не для всего света! Как будто церковь Христова не кафолическая! Как будто вера православная не вселенную всю утверди! Затем, свято сохраняя веру православную, любя ее от всего сердца и дорожа ею, православные люди должны заботиться еще и о распространении её среди иноверных. Христос Спаситель сказал, что зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свещнике, чтобы всем светила (Матф.5:15). Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, правосл. Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир весь, проповедайте евангелие всей твари, научите вся языки (Марк.16:15, Матф.28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо церковь Христова, по мудрому сравнению св. Ап. Павла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый член: при посредстве всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, великое тело церковное получает приращение для созидания себя (Еф.4:16). В первые века за веру Христову были мучимы не одни только пастыри, а и миряне – мужчины, женщины и даже дети; просвещали язычников и с ересями боролись и мирские люди. Так и для каждого из нас распространение веры Христовой должно быть делом родным, близким и дорогим; в нем всякий член Церкви должен принимать живое участие, кто личным подвигом благовестничества, кто вещественными пожертвованиями и служением «нуждам святых», а кто нарочитою молитвою ко Господу, чтобы Он церковь Свою утвердил и умножил и неведущих Христа огласил словом истины, открыл им евангелие Правды, соединил их св. соборной и апостольской Церкви.

О сем многажды говорил я своей пастве, и сие ныне, отходя отсюда, завещеваю хранити и творити, и наипаче вам, братие сего святого храма. Вы сами в прошлое воскресенье свидетельствовали, что «Провидение Божие приблизило вас к Архиерейской кафедре, и что сознание этой близости возвышает ваш христианский дух, облагораживает характер вашей деятельности, окрыляя вас на все доброе». Ваш храм есть кафедральный, первенствующий в Епархии, и как прихожане его вы, братья, должны подавать другим пример во всем добром, касающемся церковной жизни, в том числе и в заботах о вере православной. К тому же приход ваш русский, почти целиком состоит из людей, прибывших из России. А до последнего времени по всему миру Русь славилась как святая христианская земля, украшение которой – вера православная, благочестие народное, храмы Божии. Поддержите же, братья, здесь в стране чуждей славу своей родной земли. Явите себя пред лицем иноверных русскими православными людьми. С утешением могу сказать, что уже и ныне своим усердным посещением нашего собора вы производили доброе впечатление на здешних граждан и наипаче радовали мое сердце и изгоняли ту грусть и скорбь, которая чувствовалась не одним мною в других местах при виде пустующих храмов во время праздничных богослужений. Господь да укрепит вас и на дальше преуспевать в вере православной, – и о сем моя последняя молитва... Ныне расстаюсь с вами. Итак, простите отцы и братие св. храма сего, близкие мне не только по духу, но и по совместным нашим молитвам, трудам и жительству! Прости и ты, остальная моя паства, разбросанная по обширному лицу земли сея! Простите все вы, в пустынях скитающиеся, и в горах и пропастях земных работающие, и на островах сущие в мори далече!

Прости и ты, храм мой кафедральный. Дорог и близок ты мне. Во время моего святительствования ты был создан, при мне же благоукрашен и при мне сделан кафедральным. Быть может, для иных, видавших великолепные и обширные храмы в России, ты и кажешься малым и бедным, и не блещешь золотом и серебром и камнями самоцветными, как те храмы. Но для русских православных людей, долгое время страдавших здесь без храма, ты являешься драгоценным сокровищем, и радуются они, что имеют тебя, как радовались евреи, возвратившиеся из плена Вавилонского при построении второго храма, хотя он и был беднее Соломонова.

Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих, о нихже помолятся на месте сем! И всяк, чуждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святого жилища Твоего (3Цар.8:29–30,41–43)!

Прости и ты, страна сия! Для одних из нас ты являешься отечеством, родиною, для других ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедывать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иерем.29:7).

Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани.

Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

11/24 марта 1907 г.

г. Нью-Йорк

АПВ, 1907, т. XI, № 6, с. 96–98.

Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 1907, № 20, с.289–293.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 176–178, 180–182.

Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 93–99.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 273–276.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle