А.В. Попов

Источник

Поучение в первое воскресенье по возвращении из России

Приветствую вас, братие, с наступившим новолетием. Почти каждый из нас встречу нового года сопутствует ожиданием чего-то нового. И да благословит Бог сердце наше, если чаяние это – жажда обновления нашего внутреннего существа, если этой надеждой мы ободряем себя к отвержению нашего ветхого человека! Но если не сии благороднейшие стремления, а простая жажда новизны и разнообразия руководит нами в новогодний момент, – то да вспомним мы, что не условная перемена времени обновляет жизнепровождение наше, но от Господа стопы человека исправляются и от воли вечного Бога зависит новое в жизни нашей.

Да не устремится же наше искание к ниспровержению старых, освященных веками заветов, – согласием с вечною правдою Промысла да освящается земное странствование наше. Если даже наша бытовая родная старина нам бывает столь мила и близка, то да будет для нас стократы дороже святая старина нашей веры, церковности, – древний, как само возвещенное Христом христианство, православный строй жизни!

В руце Божии вверив и свой жизненный путь, радуюсь я, что в новом году суждено мне проходить старое поприще моего служения, что я вновь среди вас после 8-месячной разлуки. Но и отсутствуя телом, духом я всегда оставался с вами, и связь моя с паствою не порывалась. И в России я занимался вашими же делами, о ваших нуждах предстательствовал и в служениях возносил постоянно моления о вас, Богом данной мне пастве. Имею отрадные свидетельства, что и вы не забывали меня в мое отсутствие.

И вот наше общение простерто и до сих дней новолетия: мы вместе опять и днесь, как и прежде, вознесли имя Господне вкупе. Будем и дальше молиться, трудиться и содевать спасение свое, друг друга тяготы носяще!

Не к поддержке ли этого прежнего, старого строя церковной жизни, этого, так сказать, духовного «консерватизма» призывают и глубоко назидательные слова нынешнего апостольского чтения: ты пребывай, в нихже научен ecu и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecu (2Тим.3:14).

Так писал Св. Апостол Павел своему ученику Тимофею, убеждая его оставаться непреклонным и верным в благовести Христовой истины. Уже тогда появились лжеучители и обманщики, но их красивые, новые слова не должны были обольщать Тимофея: он должен был оставаться всегда верен тому, чему был сначала научен Апостолом Павлом.

Апостольный завет хранит и Св. Церковь Православная. Сокрушив брани, воздвигавшиеся против неё в течение долгих столетий её врагами, она соблюла и доселе содержит св. веру в том виде, в каком передали ее дальнейшим поколениям христиан Свв. Апостолы и Учители. За сие любители нововведений нередко обвиняют ее в косности и безжизненности. Кто из нас не слыхал подобных упреков? Но не возвращаются ли они на голову обвинителей? Не приходится ли нам, зде пребывающим, видеть зачастую, как инославные люди, пресытившиеся постоянными новшествами в вере, тяготеют к православной Вселенской Церкви и в ней стремятся найти прочные и недвижимые устои, на которых мог бы успокоиться их мятущийся дух?...

Вдохновленная огнем правой веры, незыблемо стоит и наша родина, Русь православная. И мы рады свидетельствовать о том, как по-прежнему красится она благолепными храмами, как эти храмы не пустуют, а полны молящимися, как народ жаждет слышать слово Божие! Правда, и на сей ниве сеет враг свои плевелы: появляются и на Руси лжеучители, – но всегда русский люд помнит, что на протяжении всей своей тысячелетней истории он был православным и, по призыву Апостола, остается верен тому, чему первоначально был научен.

Эти исконные начала русского народа – его любовь к вере православной, к св. храмам и службе Божией – присущи русским людям и вне пределов отечества, здесь, за границею. Чем другим, как не этим вызвано построение многих наших храмов в Америке? Чем другим, как не этим водились создатели и пасомые и сего величественного собора, под сенью коего вознесена была сейчас Безкровная Жертва? Издетства привыкши к храму Божию, русский человек вдали от него, за границею, испытывает тоску и туту душевную. Зато какою великою радостью исполняется его сердце, когда милосердием Божиим удастся ему воздвигнуть и на чужбине хоть и небольшой родной православный храм! В нем и главная скрепа русских людей здесь. Если русские люди не теряют вдали от родины, среди других, более численных племен, свою народность, то это благодаря своей родной вере и святым храмам, связующим русских людей!

И мы здесь, братие, окружены чужими, – людьми других вер и чуждых исповеданий. Найдется и среди них немало таких, которые хотели бы явиться для вас непрошеными опекунами и просветителями и завлечь вас в свои сети. Вы же, подобно Тимофею, твердо пребывайте в вере, в которой научены и которая, как священный залог, завещана вам вашими отцами.

Так и в новолетии, и до заката дней наших, и в роды родов да славится Господь Бог от уст и от жития нашего в исповедании и соблюдении Его вечной истины!

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

18/31 января 1904 г.

г. Нью-Йорк

АПВ, 1904, т. VIII, № з, с. 42–44.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 101–104.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 241–243.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle