Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Аляскинскому Иннокентию
Преосвященнейший епископ Иннокентий, возлюбленный о Христе брат!
Как ближайший твой сослужитель и соработник на ниве Господней, вручаю тебе сей жезл, символ твоего нового высокого служения, и вседушно приветствую тебя с благодатью архиерейства.
В настоящем, поистине великом событии в твоей жизни моя мысль невольно останавливается на том знаменательном обстоятельстве, что ты посвящен во епископа в том самом храме, в тот самый день и почти в то самое число, когда и где был посвящен 63 года тому назад (15 декабря 1840 г.) во епископа Алеутского и приснопамятный Иннокентий, впоследствии митрополит Московский. При пострижении в монашество было дано тебе имя, общее с сим святителем. А ныне ты получаешь в удел Аляску, где был архипастырем Иннокентий, и будешь молиться в храме и жить в доме, которые сооружены его трудами и заботами. Конечно, все это располагает тебя к тому, чтобы подражать сему великому святителю, и да поможет тебе Господь войти в труд его и иметь успех его в делании твоем там!
Тебе, возлюбленный брат, немало занимавшемуся вопросами о пастырстве, ведомо, что потребно с нашей стороны для успехов пастырского делания. Для сего, подобно Пастыреначальнику Христу, нужно милосердовать о людях, «озлюбить пасомых. Жаль Мне людей сих, говорил Христос Спаситель, и Он учил людей, исцелял их недуги и чудесно насыщал их (Матф.15,:32, Марк.8:2). Любовию к пасомым, жалостью к «милым и добрым алеутам» был снедаем и святитель Иннокентий, наставлявший их в вере Христовой и благоустроявший и их внешний быт. И подлинно, жаль людей тех, и особенно ныне нуждаются они в любви и заботах о них: в вере они знают не многое, хотя и жаждут знать, иногда бывают заброшены и своими, и расхищаются инославными миссионерами; нередко терпят утеснения и обиды от торговых компаний и промышленников; зачастую голодают и наготуют... Как же не милосердовать о них?! Уповаю, возлюбленный брат, что и ты возлюбишь и пожалеешь их, что они будут близки и милы и твоему сердцу.
В этом дает мне уверенность то, что ты, хорошо зная нужды и тягости жития в Аляске, промениваешь, однако, на них теперешнее свое спокойное и обеспеченное положение. Не думаю, что при этом имеют большое значение почести высшего звания, которые ты получаешь ныне, ибо, если где, то в Америке попреизлиха архиерейство, по слову преподобного Исидора Пелусиота, есть труд, а не роскошь, – ответственное служение, а не безответственное господство, – отеческое попечение, а не подавляющее самовластие. Вот и жезл сей ты принимаешь не как только символ архиерейской власти, но и как страннический посох, на который не раз придется тебе опираться в утомлении от неудобных путей по северным тундрам, – принимаешь как пастырский посох, которым добрый пастырь оберегает стадо свое от хищных зверей и которым и тебе придется защищать свое словесное стадо «от волков, губящих е», от нападений и захватов разных миссионеров, любящих «строить свое здание на чужом основании».
Но не смущайся сим, брат мой! С нами Бог, и тебе ныне дадеся благодать Божия. Иди же в путь твой, радуяся, что Господь снова приводит тебя в ту страну, в которой и ради которой ты воспринял монашеский постриг и дал обеты самоотвержения, – радуяся, что ныне ты идешь туда облеченный и сугубою благодатию и властию и можешь больше пользы принести тем, которых давно уже знает и любит душа твоя.
Преподай ныне первое свое святительское благословение верным, окрест тебя стоящим, и мысленно призови его на далеких пространством, но близких твоему сердцу православных чад Аляски.
14/27 декабря 1903 г.
г. Санкт-Петербург
ПЦВ, 1903, № 51–52, с. 2027–2028.
АПВ, 1904, т. VII, № 2, с. 22–23.
Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 97–98, 100.
Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 239–241.