А.В. Попов

Источник

Поучение в праздник Рождества Христова

Кто, братие, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто св. Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук.2:14). Этим церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

И в самом деле, от самого грехопадения прародителей наших вплоть до пришествия Христова не было на земле истинного мира: человек не имел мира ни с Богом, ни с людьми, ни с самим собою.

Своим грехом человек прервал мир с Богом, ибо кое общение правды Божией с неправдою человеческою, света с тьмою? Люди падшие в очах Божиих были чада гнева, сыны противления (Ефес.2:2–3); жертвы и приношения их Господь не восхотел и всесожжений о гресе не благоволил; невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр.10:4–5). Не имея мира с Богом, люди не имели мира и между собою. Это не были братья, дети одного отца; это были враги, все свои помыслы направлявшие к тому, чтобы господствовать друг над другом: одно царство покоряло другое, и один народ угнетал другой; повсюду были брани и слышания бранем, под тяжестью коих стоном стонала окровавленная земля. А раз не было у людей мира ни с Богом, ни между собою, то не могло быть мира и в их душе: совесть немолчно обличала падшего человека за отступление от закона: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах; озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего (Пс.37:4,5,7,9), так взывал Псалмопевец. Лучшие язычники также чувствовали отсутствие в душе своей мира и, не имея сил водворить его там, впадали в глубокую тоску и отчаяние.

Но вот является в мир давно жданный и желанный Князь мира и мира его несть предела (Ис.9:6–7). Христос умиротворяет всяческая: Он примиряет людей с Богом; научает, что все они братья, дети одного Отца небесного и посему должны любить друг друга; вносит также в душу человека мир и радость. Посему ангелы при самом рождении Его уже воспевают мир на земли и в человецех благоволение.

Но, быть может, скажете вы: где же мир на земле, когда и по пришествии Христовом доднесь мы видим брани, войны, когда и ныне восстает народ на народ и царство на царство, когда и теперь так часто встречаются между людьми раздоры, неприязнь, вражда? Где искать этого мира, который принесен и оставлен (Иоан.14:27) Христом?

Будет в последняя дни явлена гора Господня и дом Божий на версе горы; потщатся к ней людие... и раскуют мечи своя на орала и копия своя на серпы... и не научатся к сему воевати; и почиет кийждо под лозою своею и не будет устрашающаго (Ис.2:2,4; Мих.4:2–4). Это царство мира на земле, о котором предвозвещали ветхозаветные пророки, и есть Церковь Христова: она – носительница, провозвестница и подательница мира Христова, и в ней-то и нужно искать мира. Здесь человеку дается мир с Богом, так как в таинствах он очищается от грехов и становится любезным Господу чадом Его. Здесь же в богослужении, в таинствах, в строе и жизни церковной христианин почерпает мир для своей души и отраду и успокоение для своего сердца; природа человека перерождается и обновляется, и в душе его кроткой, незлобивой, благопокорной, милостивой и любящей водворяется Бог мира и любви: и христианин тогда испытывает высокое блаженство, выше которого нет ничего на земле. Никакие бедствия и страдания не могут омрачить в христианине этого блаженного мира, напротив, мы знаем из истории церкви Христовой, что святые люди даже радовались в страданиях и хвалились в скорбях, в узах и темницах, в пустынях и вертепах; при всех лишениях они были так благодушны и спокойны, как, быть может, никогда не чувствуют себя люди, живущие со всеми удобствами и в довольстве; самая смерть не страшна им: благодушно ожидают они приближения её и с миром отходят ко Господу.

В церкви Христовой повсюду разлит мир. Здесь молятся о мире всего мира, о соединении всех; здесь все называют друг друга братьями, друг другу помогают; здесь любят всех, даже врагам прощают и благотворят. И когда христиане послушны гласу церкви и живут по её велениям, тогда у них действительно мир и любовь: припомните первых христиан, у которых было одно сердце и одна душа, у которых даже и имение было общее (Деян.4:32); а когда, напротив, люди отдаляются от св. церкви и живут по своей воле, тогда у них господствует себялюбие, раздор, несогласие, войны.

В наши дни, братие, – дни, которые не могут особенно похвалиться миром, в которые меч как бы висит в воздухе, в которые государства соревнуют друг другу в вооружениях, – в наши дни раздался мощный голос о мире. К великой нашей радости, соотечественники, призыв этот раздался с высоты Русского престола, от нашего Благочестивейшего Государя Николая II. И к утешению нашему, призыв его находит одобрение и сочувствие у разных народов, в том числе и среди того народа, где мы живем. Пусть же в сии спасительные дни, когда св. церковь воспевает ангельскую песнь о мире на земле, пусть от края в край разносится и от силы в силу восходит и глас нашего Государя, призывающий народы к миру, приглашающий расковать копья на серпы и мечи на орала (Ис.2:4)! Пусть также все друзья мира убедятся, что церковь православная, Первородный сын которой ныне призывает всех к миру, есть воистину царство мира на земле!

Разумейте язы́цы, яко с нами Бог мира и любви! И посему, жаждущие мира, труждающиеся и обремененнии, притекайте к церкви Христовой и зде вы обрящете покой душам вашим! Аминь.

25 декабря 1898 г./6 января 1899 г.

г. Сан-Франциско

АПВ, 1899, т. III, № 3, с. 82–85.

Патриарх Тихон. Россия в проказе. М.: ЛОДЬЯ, 1998. С. 34–37.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 9–10, 12–14.

Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 56–60.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 191–193.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle