А.В. Попов

Источник

Слово в Неделю о Слепом

Когда год тому назад возник вопрос, кому посвятить настоящий ваш храм, я предложил соорудить его в честь Светлого Христова Воскресения, и вот по каким соображениям. В прошлом году в дни св. Пасхи вы принуждены были расстаться с своим прежним храмом; в эти же дни явилось у вас решение соорудить себе новый храм. Но кроме этого внешнего совпадения событий были и другие, более глубокие соображения для того, чтобы посвятить ваш храм Воскресению Христову. У противников ваших было не одно только желание завладеть прежним спорным храмом. Им думалось, что с отобранием от вас церковной собственности погибнет здешний православный приход и будет похоронено все дело православия здесь и окрест. Погибе надежда их и убиени быша (Иез.37:11), так думалось им. Так некогда врагам Христовым хотелось не только одной Его смерти, но думалось, что с нею прекратится и все дело Христово. И однако суетны и ложны были чаяния врагов Христа: за смертью Его последовало славное воскресение Его, даровавшее жизнь Его делу. Суетны и ложны были и чаяния ваших противников: за потерею церковной собственности последовало приобретение новой, за передачею храма – устройство нового, более обширного и благолепного, и – что, быть может, гораздо важнее – подъем и укрепление в вас духа преданности православной церкви. Так сбываются слова Христа: «Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (Иоан.12:24).

Где же причина вражды и злобы к вам противников ваших? Причина кроется в слепоте духовной, о которой читалось в нынешнем Евангелии. Христос исцелил слепого от рождения. От века не слыхано было, чтобы кто-нибудь отверз очи слепорожденному. Ясно, что сотворивший это чудо от Бога послан (Иоан.9:32). И это должны были признать скорее других ученики Моисеевы, духовные вожди народа, еврейские книжники и фарисеи. В глубине души своей, они, вероятно, и сознавали это, но так как Христос был их противником, которого они решили уже погубить, то не захотели признать и очевидного чуда, совершенного Им. Они начали допрашивать и бывших при исцелении слепорожденного, и родителей его, и самого его до трех раз, – спрашивали с хитрыми умыслами сбить в показаниях, спрашивали, сами заранее подсказывая ответы в желательном для них смысле; а когда исцеленный смело высказал правду и обличил фарисеев, они прогнали его, а Иисуса еще больше стали искать, дабы убить Его. Так невидевший сделался зрящим, а видящие – слепыми духовно.

И нужно ли говорить пред вами, что и поныне и в наших местах встречаются такие духовные слепцы, слепые вожди слепых. Нередко и сознавая, где правда, они однако по посторонним побуждениям и сами не идут за нею и хотящих не допускают до сего (Мф.23:13). Если бы они не знали её, то не имели бы и греха, а ныне грех остается на них (Иоан.9:41). Их слепота духовная, нередко сознательная и намеренная, зависит больше не от незнания ими истины, а скорее от нежелания признать ее и поклониться ей. С ними бывает то же, что с человеком, который, не желая видеть света, нарочито закрывает глаза.

И эта духовная слепота гораздо тяжелее и вреднее, чем телесная слепота: там гибнет один член тела, а здесь гибнет вся душа; там слепой, будучи чист сердцем, может зреть Бога, а слепец духовный на веки вечные лишен этого счастья.

Возблагодарим же, братие, Господа Бога за то, что Он дал нам свет и разум познать истину и, пребывая в ней, будем молить Христа Светодавца, чтобы Он и собратьям нашим просветил очи, да не когда уснут в смерть вечную.

6/19 мая 1901 г.

г. Вилкесбарр, Пенсильвания

АПВ, 1901, т. V, № 10, с. 192–193.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle