Источник

XII. Общество вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

История возникновения общества. – Первый год деятельности. – Преобразование бесплатной квартиры для бедных женщин в богадельню. – Приют для девочек. – Бесплатная квартира генерала Беляева. – Общий обзор деятельности общества за 25 лет его существования. – Главнейшие благотворители и деятели. – Собственный дом общества и последний отчетный год.

«Благотворительное общество вспоможения бедным в приходе Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви» открыто в один день с Вознесенским приходским благотворительным обществом, 1 ноября 1870 года, но устав Троицкого общества утвержден несколько позднее, чем устав Вознесенского общества, именно 19 сентября 1870 года.

В отчете общества за первый год его существования так излагаются причины и история его возникновения: «Местность Измайловского полка издавна заселялась небогатым классом людей, в числе которых было немало семейств, одержимых крайней нуждой, которая, как известно, при отсутствии разумной поддержки, всегда ведет к порокам. Замечено, что с годами бедные семейства в этой местности не уменьшались, а увеличивались. Настала исходная минута принять меры к помощи ближнему. Причт Троицкой церкви, подчиненный главному священству гвардейского корпуса27, испросив благословение у его высокопреподобия и разрешение у командира полка, приступил к осуществлению доброго дела. С одной стороны, усердное распространение в церкви слова Божия о помощи ближнему, а с другой – гуманное стремление полкового командира и офицеров, в совокупности с некоторыми прихожанами, вызвали многих к оказанию пожертвований в пользу бедных». Еще до утверждения устава, у общества собралось 154 члена и 1,800 рублей капитала. Открытие общества произошло в церкви, после литургии и молебна о здравии и спасении всех жертвователей. Священнослужителями при Троицкой церкви в то время состояли: протоиерей И. А. Зряхов и священники – Е. В. Крюков и М. А. Алексеев. Командиром полка был генерал-майор А. Б. Гольфрейх. Он и был избран первым председателем совета общества. В числе первых жертв наиболее крупными были по 100 рублей: от Е. И. Морозовой, действительного статского советника Путилова, священника М. А. Алексеева, П. П. Нестерова, за упокой Василия, и от неизвестного чрез священника Е. В. Крюкова. Затем, по открытии общества, поступили: 300 рублей от неизвестного чрез отца Крюкова, 100 от действительного тайного советника И. С. Мальцева и 100 от неизвестного. Были и небольшие материальные пожертвования, в том числе от отца Алексеева 1,000 экземпляров отпечатанного на его счет устава общества и 2,500 экземпляров его речей. Врачи А. Вукуловский, И. П. Гаевский, В. В. Друри и Р. В. Поляков обещали оказывать всем приходским бедным бесплатно медицинскую помощь, провизор Э. А. Эйзелер и аптекарь Р. Нордманн дали скидку 50% с медикаментов. Купец Ф. И. Горохов предоставил бесплатно свою баню для бедных женщин, бывших на призрении у общества. Свою деятельность в первый год общество проявило в выдаче 3,375 рублей в пособие бедным, в найме квартиры для 25 бедных женщин (в августе 1871 года) с расходом в 550 рублей, в бесплатной медицинской помощи бедным прихожанам и помещении одной бедной женщины в городскую богадельню в качестве пансионерки общества. Потомственный почетный гражданин А. М. Котомин на свой счет отпечатал 1,000 экземпляров отчета общества за первый год и 500 писем и бланок – для общества.

Бесплатная квартира для бедных женщин помещалась в доме № 8 по 8 роте Измайловского полка. Старушки получали от общества только квартиру, а прокормление должны были промышлять сами, и большей частью занимались нищенством. С Рождества 1871 года они стали получать от общества и пищу, и таким образом бесплатная квартира преобразовалась в богадельню.

Обзаведшись богадельней, общество приступило и к учреждению детского приюта для девочек. Были разосланы в 1872 году для сбора пожертвований на приют подписные листы домовладельцам и принесли 714 рублей. Член совета Н. В. Пекин пожертвовал 500 рублей, П. П. Мижуев устроил в художественном клубе беспроигрышную лотерею, принесшую 560 рублей, и О. А. Глебова доставила 100 рублей. Приют был открыт 11 марта 1873 года, на 30 вакансий, из них 20 для состоящих на полном содержании и 10 для приходящих. Но в действительности в приюте содержалось только 20 девочек, а приходящих обыкновенно было не более двух-трех, чаще всего одна. В 1886 году приют и богадельня из дома Славянского, по 9 роте Измайловского полка, где они помещались доселе, были переведены в двухэтажный деревянный флигель, принадлежащей причту Троицкой церкви, по Заротной улице под № 14 (18). Новое помещение нанято было на 10 лет, с платой по 400 рублей в год (прежнее помещение было арендовано за 1,080 рублей), но с тем, что все расходы по приспособлению и ремонту общество берет на себя. Работы по приспособлению стоили обществу 2,850 рублей.

В 1893 году генерал-майор Н. М. Беляев, с супругой Е. Г., предоставил обществу в своем доме, по Ново-Петергофскому проспекту, № 20, бесплатную квартиру с полной обстановкой, для помещения шести старушек, состоящих клиентками общества.

За всю четверть века своего существования общество проявляло поучительную устойчивость в своей деятельности. Число призреваемых старушек в богадельне оставалось все время неизменным, 25, только в три или четыре года допустив колебание между цифрами 22 и 27. Число девочек в приюте также долгие годы оставалось неизменным, выказав только в последнее время стремление к росту: ныне в приюте содержится 30 девочек, прежде содержалось 20; но и эта цифра, 30, есть определенное в первый же год открытия приюта число вакансий в нем. Сумма денежных пособий, выдаваемых на руки бедным, после прогрессивного понижения к середине периода, когда она пала ниже 900 рублей, в последние годы снова выровнялась до суммы первого года – 1,400 рублей (обыкновенно около 150 рублей единовременных и около 1,000 ежемесячных). Ежегодная сумма членских взносов почти ровно держалась на 1,000 рублей, кружечный сбор с 1,500 с лишком вырос в общем только на 200 рублей (хотя в один год превысил 2,000). Мало изменилось в сущности и положение прихода. Заканчивая двадцать пятый год своей деятельности, общество пишет в отчете: «Несмотря на то, что в последние 25 лет Измайловский полк застроился большими домами, посреди них виднеются прежние маленькие лачуги, в которых ютится бедность, старость, беспомощность и массы детей в самых неблагоприятных условиях для жизни и нравственности». И у общества неизменною оставалась цель – идти на помощь нищете, протягивающей руку с призывом о помощи.

Все средства общества собирались понемногу. Общество не имело такого сочлена, который бы одним своим взносом навсегда обеспечил материальное положение общества, как это встречается в нескольких других приходских благотворительных обществах. Главнейшими жертвователями за 25-летний период деятельности общества были следующие лица. В Бозе почивающий государь император Александр III, в бытность наследником престола, внес в общество в 1873 году с августейшей супругой своей 100 рублей: великий князь Константин Константинович, вступивший в общество с 1884 года, четыре раза, с августейшей супругой своей великой княгиней Елизаветою Маврикиевной, жертвовал по 100 рублей; С. П. Селифонтова пожертвовала 5,300 рублей, И. П. Шалин 3,000, А. С. Васильковский 1,500, Логовской 1,300, А. И. Матвеевская 1,500, М. Я. Гладышева 500, суммы в 100 и более рублей: священник М. А. Алексеев, М. Антонова, Е. И. Боярова, Н. О. Борисова, душеприказчики А. И. Былим-Колосовского, Е. К. Б., Белошевская, Е. Ф. Горбатова, П. И. фон Дервиз, К. И. Иванова, иеромонах Иоанн, отец Иоанн Кронштадтский, А. А. Казначеев, М. П. Крундышева, Е. С. Кунордина, Е. Я. Кривоносова, С. А. Куприянов, А. И. Лапин, Н. В. Лисенко, Н. Н. Мартьянова, Р. И. Мухин, П. П. Нестеров, Н. П. Павлов, Е. И. Петрова, С. М. Петрова, М. Г. Петров, С. Ф. Платонова, Н. П. Подушин, душеприказчики В. С. Походяшиной, М. Я. Прусова, Г. М. Пржебяно, Н. Ф. Родригер, М. О. Сухов, П. И. Хайлова, Н. А. Шитова, душеприказчики баронессы А. И. Штейнвер, Ф. Ф. Эвальд.

П. П. Мижуев устраивал в пользу общества, сверх упомянутого раза, еще три раза художественные лотереи в художественном клубе, принесшие 560, 700 и 300 рублей. Е. И. Морозова ежегодно, с основания общества, жертвовала в продолжение свыше 10 лет по 100 рублей. В. Н. Егарев два раза устраивал лотерею-аллегри, принесшую 560 † 370 рублей. От «неизвестного» поступали не раз пожертвования по 100 рублей и один раз в 500; два или три раза по 100 рублей было вынуто из кружки. 200 рублей пожертвовано в память протоиерея М. А. Алексеева, 100 за упокой Евдокии. 100 рублей пожертвовали однажды председатель и члены совета – выигрышный билет.

Главнейшим из жертвователей был неизвестный, который с 1882 года уплачивал в продолжение тринадцати лет за хлеб, доставляемый в богадельню и приют, всего на сумму 4,300 рублей. Имя этого, в буквальном смысле, кормильца бедных обнаружено только после его кончины. Это был Василий Андреевич Андреев. Кроме ежегодной уплаты за хлеб он уплатил еще 400 рублей за устройство паркета в доме общества. И. Ф. Громов дважды присылал обществу по 15 сажен дров. В продолжение нескольких лет по 20 сажен дров предоставлялись в распоряжение общества и от городской думы. Е. А. Евдокимов в последние годы бесплатно печатает отчеты общества. Аптекарь Левин делал 50% скидку с лекарств.

Доктора Н. А. Вакуловский и Н. А. Воронихин в продолжение многих лет, а также М. Н. Наумов и Н. Н. Вакуловский оказывали приходским бедным бесплатную медицинскую помощь. Давали бесплатные уроки в приюте: протоиерей М. А. Алексеев, С. Н. Мещерский и Н. Н. Наумов, М. А. Петров, Г. Н. Угринович, М. И. Скрыпников и г-жи: Е. К. Безпалова, Д. Э. Брузи, Н. А. Голоушина, А. М. Дутова, А. П. Ерогина, М. Н. Касторская, А. А. Кушина, В. Р. Меджинская, В. К. Преображенская, С. И. Северова (Яблонская), М. Н. Шпилева. При открытии богадельни фабрикант Шафф доставил кровати по своей цене (стоимость материала), а М. Я. Гладышева и А. В. Пекина изготовили постельные принадлежности. Полотер Е. П. Комаров до 1887 года бесплатно чистил и натирал полы в помещении приюта и богадельни, в последние годы это делал С. М. Максимов. Парикмахер П. В. Панкратьев один год и В. П., В. И. и А. В. Богдановы в продолжение многих лет, а также Н. Дмитриев стригли детей приюта и в последние годы обучали их парикмахерскому искусству. Столяр В. Т. Тимофеев в последние годы безмездно производил работы своего ремесла, нужные в учреждениях общества. Ф. Н. Горохов в продолжение 17 лет бесплатно предоставлял богаделенкам и девочкам приюта свою баню; после него это делала год его жена, а в последнее время баня предоставляется Д. А. Вихоревой.

Главнейшим деятелем по учреждению общества был священник М. А. Алексеев, скончавшийся 3 декабря 1879 года, в сане протоиерея. Коллежский советник Н. В. Пекин был главнейшим строителем общества в его первые годы; состоя казначеем и делопроизводителем общества в продолжение первых одиннадцати лет, он неутомимо трудился на пользу бедных и его неусыпными трудами и заботливостью богадельня и приют держались все время на твердой ноге; умирая, он завещал обществу 2,000 рублей. После него достойным его заместителем в продолжение одиннадцати лет был М. А. Петров.

Председателями совета общества обыкновенно состояли командиры лейб-гвардии Измайловского полка: после генерал-майора Гельфрейха, генерал-майоры: Н. Д. Евреинов, Н. В. Эллис и с 1878 года Г. К. Маклаков по 1890 год, когда он получил высшее назначение вне Петербурга и должен был расстаться с обществом. После него председателем избран командир лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады генерал-майор А. В. Оноприенко. В 1895 году председателем избран командир полка генерал-майор А. А. Евреинов.

За 25 лет своего существования общество получило 155,200 рублей, получая от 4,500 до 12,175 рублей в год. Из этой суммы 43,400 рублей собраны были в кружки; ежегодный кружечный сбор колебался незначительно, между 1,287 рублями в первый год и 2,229 в 1885 году.

В ноябре 1895 года новый председатель совета общества генерал-майор А. А. Евреинов, командир Измайловского полка, нашел возможным уступить под постройку дома общества 665 квадратных сажен принадлежащей полку земли, на 10-й роте и Якобштадтскому переулку, с тем условием, чтобы дом, который на этой земле будет построен обществом для своих благотворительных учреждений, носил название «Дома императора Александра III для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви». В Бозе почивающий император состоял шефом Измайловского полка. Благодарное командиру общество постановило за правила впредь избирать в председатели совета неизменно командиров полка, в память заботы о пользе общества генерала Евреинова.

По воспоследовании высочайшего соизволения на отвод обществу этого участка земли, в первый же воскресный день духовенство с крестным ходом проследовало на этот участок, здесь было совершено благодарственное Господу Богу молебствие, земля освящена и совершена закладка здания. У общества было 42,000 рублей, и год постройки был необычайно выдающимся по количеству пожертвований. В. А. Андреев оставил по завещанию 5,000 рублей, П. П. Нестеров завещал 4,000, Е. М. Миронов пожертвовал 3,000, И. П. Шалин 500, Ю. И. Варгина завещала 500, П. Ф. Харламов пожертвовал строительных материалов на 500 рублей, Я. И. Игнаткин пожертвовал 300 рублей, призреваемая в бесплатной квартире старушка Д. Королькова пожертвовала свои 200 рублей, по 100 рублей пожертвовали: неизвестный, начавший пожертвования, другой неизвестный (в кружку), П. П. фон-Дервиз, отец Иоанн Сергиев Кронштадтский, Е. М. Миронова, А. А. и Л. Л. Евреиновы, Д. И. Яшумов. А. Ф. Горячев произвел бесплатно малярные работы на 620 рублей. Гражданские инженер Н. Г. Кудрявцев безмездно вел постройку, и к ноябрю 1896 года нарядное четырехэтажное здание в 25x10 сажен было уже вчерне готово, а в июне следующего года окончено и отделкой. Постройка взяла 90,000 рублей, истощив весь капитал общества. Пришлось войти и в долг на сумму 20,000 рублей.

С постройкой своего дома общество нашло возможным несколько расширить свои благотворительные учреждения, и по последнему отчету, за 1896–97 год, в приюте числится 35 девочек, в богадельне 36 старушек, в бесплатных квартирах 26 старушек, из них 14 в доме общества, а 12 в прежних углах в доме № 16–20 по 10 роте; и эти последние с 1896 года стали пользоваться и пищей от общества.

В настоящее время совсем готовый дом общества, легкой и нарядной постройки, красуется на углу 10 роты и Якобштадтского переулка, окруженный кокетливой железной решеткой и небольшим садиком.

В доме общества устроен большой зал и стараниями диакона В. В. Верещагина в этом зале с осени 1897 года открыты религиозно-нравственные народные чтения с туманными картинами.

Из более крупных пожертвований последнего отчетного года заслуживают быть отмеченными следующие. При благосклонном участии и содействии С. Я. Поповой, Н. А. Архипова и А. В. Божерянова получено с благотворительного базара 1,414 рублей, от С. пожертвовано 300 рублей, от неизвестного, от О. Н. Г. и И. М. Медведева по 200, от М. Я. Гладышева, А. Н. Дорофина, товарищества российско-американской резиновой мануфактуры, отца Иоанна Кронштадтского, А. И. Захарова и Н. Б. по 100 рублей. Г. А. Васенко предоставил бедным около 30 сажен дров и Е. А. Евдокимов напечатал отчет общества.

* * *

27

Ныне этой должности не существует.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle