Источник

XI. Общество попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня.

Открытие общества. – Выдача пособий бедным. – Богадельня. – Дневной приют-школа. – Материальные затруднения общества. – Собственный дом. – Постоянный детский приют («призрение»). – Отделение в приюте, имени К. А. Рыбина. – Заботы общества о выходящих из приюта детях. – Средства общества. – Главнейшие благотворители и деятели. – Две выдержки из отчетов общества.

Устав «Общества для вспомоществования приходским бедным при церкви Вознесения Господня» утвержден б мая 1870 года, а открытие общества произошло 1 ноября.

Первым видом благотворительной деятельности общества, к которому оно обратилось с первых дней своего существовали, была выдача пособий бедным на дом, постоянных и единовременных. В первый год она определилась в полторы тысячи рублей, через два года превысила две, потом лет десять держалась на уровне до двух тысяч и наконец опять стала расти, превысив в двадцать пятый год 3,850 рублей. В 1896 году употреблено на пособие 3,500, в 1897 году выдано 3,000 рублей. Пособиями от общества, наравне с православными, пользовались и лица лютеранского и римско-католического исповеданий и еврейского закона, без различия веры и национальности. Этой статье расхода не помешали и выросшие у общества богадельня и приюты, естественно, привлекшие на себя главнейшее внимание; общество продолжало свою заботу и о прежних своих клиентах – о «всех нуждающихся и просящих помощи, живущих по сырым подвалам, тесным грязным и душным углам». Члены совета усердно посещали этих бедняков и приносили им посильную помощь от общества.

Относительно распределения пособий на постоянные и единовременные у общества на первых порах, по-видимому, не существовало никаких определенных положений. В первый год постоянная помощь превышала единовременную вдвое, во второй обе цифры близились к уравнению, в третий помощь единовременная в полтора раза превысила постоянную, в пятый было почти полное равенство, но с седьмого произошла резкая перемена: помощь постоянная превышала единовременную в десять раз, и это уже соотношение в общем осталось навсегда. У общества выработался взгляд, что выдача пособий постоянных есть способ благотворения наиболее полезный и полнее облегчающий вопиющую нужду безродных и бесприютных бедняков. Пособия же единовременные признавались полезными или в каких-либо экстренных обстоятельствах: на погребение, на выезд из Петербурга и т. п., или же к праздникам Рождества Христова и Пасхи. Следует отметить симпатичную черту деятельности общества, оно праздничные пособия выдавало бедным без справок о положении просителей по месту жительства, руководствуясь евангельской заповедью: «Просящему у тебя дай», в надежде, что «рука дающего не оскудеет», и в желании предоставить бедному люду возможность хотя два дня в году провести в относительном довольстве.

1 ноября 1871 года открыта богадельня для стариц. В первый год израсходовано на призрение стариц 250 рублей, во второй 700, в третий около 1,400 рублей. Числа занятых в богадельне вакансий после этого превосходило 25. С 1882 года число вакансий увеличено до 40, к которым впоследствии прибавлено еще 5 вакансий. Но в действительности эти цифры редко фигурируют в отчетах по богадельне: принимаемо было старух то более, чем сколько имелось вакансий, то менее; впрочем, колебания никогда не превышали в уклонении от нормы цифры 4. Призреваемые получают от общества полное содержание; в прежних отчетах есть указание, что они получали, в дополнение по содержанию пищей, ежемесячно по 1/2 фунта чаю и по 1 фунту сахару, а на большие праздники по 1 фунту кофе и фунту сахару.

С 1 ноября 1872 года при богадельне учрежден дневной детский приют для 25 детей, устроенный как и в других приходских благотворительных обществах, уже описанных.

Дети в приюте обучались закону Божию, грамоте, славянскому чтению, четырем действиям арифметики и счетоводству. Закон Божий преподавался безмездно: кандидатом духовной академии Н. А. Соколовым, священниками М. Я. Предтеченским, П. П. Виноградовыми псаломщиком А. И. Тихомировым, протоиереем В. Я. Михайловским. С 1880 года дети обучались и церковному пению, также бесплатно, псаломщиком Д. В. Свиноредским, до 1887 года, когда был приглашен платный учитель пения. Учительница получала по 15 рублей жалованья в месяц и пользовалась одной небольшой комнатой при приюте. С 1888 года дети стали петь в церкви акафисты пред иконою Богоматери «Утоли моя печали» по пятницам.

Дети всегда собирались в приют к восьми утра. Одно время назначено было приходить к девяти, но дети все равно являлись по-прежнему к восьми. После утренней молитвы давался чай с хлебом, с девяти начинались уроки, в половине двенадцатого обед, после него недолгий отдых, и с часу до трех снова занятия, в три чай с хлебом, и дети расходились по домам. Приют обыкновенно не закрывался и в каникулярное время. К большим праздникам дети получали иногда одежду и обувь. В 1897 году приходящих детей в приюте-школе состояло 28, кроме двенадцати детей, призреваемых в постоянном приюте общества.

В первые годы общество, являя горячий отклик нуждам прихода, не сообразовалось со своими средствами и допускало перерасход, который покрывался или займом у церковного старосты, бывшего обыкновенно и казначеем общества, или из запасного капитала. Общему годичному собранию 1874 года были поставлены советом вопросы: сократить ли производимые обществом расходы, или изыскать новые средства к росту дохода. Совету не хотелось ограничивать свою деятельность – ни закрытием одного из приютов, привлекающих явно сочувствие общества, ни сокращением выдачи денежных пособий, к которым многие бедняки уже привыкли и питали на них надежду в распорядке своей жизни. Поэтому совет в своем отчете за 1873–74 год, обращаясь к жертвователям с напоминанием, что милуяй нища и убога взаим дает Богови и что благотворителям за их приношения не будет на земле ни почестей, ни знаков отличия, но они получат свою награду в свидетельстве своей совести и в Божием к ним милосердии, обещанном милостивым, замечал: «может быть в том иди другом случае совет общества поступил непрактично или необдуманно, но он шел неизменно к предположенной для него цели возможно большего распространения круга благотворительности, в надежде, что его поддержат все искренно сочувствующее благотворители, притом шел всегда открыто с полной готовностью всякому желающему дать ответ о всех недоумениях, какие бы в ком ни возникли». Общее собрание не сократило деятельности общества, а затем, постепенно, нашлись и нужные средства. В 1876–77 году общество расквиталось с долгами, а по истечении следующего года стало уже мечтать «о расширении деятельности». На собрании в январе 1880 года общество увидело уже у себя значительный запасной капитал, около 16,000 рублей. Решено было, в ознаменование наступавшая в тот год 19 февраля двадцатипятилетнего юбилея царствования государя императора Александра II, построить для богадельни и приюта свой дом. Участок церковной земли был причтом уступлен под дом безмездно. Было вчинено ходатайство чрез градоначальника об испрошении высочайшего соизволения на наименование дома Александровским. Высочайшее соизволение последовало в день именин государя, 30 августа, вместе с высочайшей благодарностью. Между тем избранная для постройки дома комиссия немедленно приступила к делу и к зиме 1880 года дом, строившийся по проекту архитектора И. А. Аристархова, был уже вчерне готов. Дом имел размеры 14 сажен 2 аршина в длину и 7 сажен 11/2 аршина в ширину. Смета на постройку была составлена в 45,000 рублей. Имея в своем распоряжении только одну третью часть этой суммы, общество обратилось с воззванием о пожертвованиях. Пожертвования в тот год дали сумму свыше одиннадцати тысяч, из которых восемь были собраны в день решения о постройке дома, в том числе три тысячи в самом собрании, решавшем эту постройку. Члены совета употребляли со своей стороны разные экстраординарные средства для увеличения притока пожертвований. Они сами разносили домовладельцам особые воззвания о пожертвованиях на достройку дома и хлопоты их не оставались без результата. Самым крупным жертвователем явился Н. С. Долбежев, незадолго до своей смерти пожертвовавший 5,000 рублей-, Н. И. Алонкин и К. Я. Шестаков пожертвовали по 1,000 рублей; А. И. Колосовская и Платонова по 500, И. Н. Третьяков 300, И. А. Юсов 200, П. С. Бочагов и П. М. Кузьмичев по 150, А. Н. Балашев, Т. И. Варичев, В. А. Дедухов, А. А. Дурдин, Я. И. Иванов, Л. Кениг, И. А. Кислов, И. И. Копейкин, Т. Н. Крюков, Е. Е. Куканов, П. Ф. Кулебякин, К. С. Лабутин, И. Г. Левицкий-Роголя, А. И. Медведев, И. А. Муравлев, С. В. Одноушевский, И. Ф. Савельев, Е. П. Сивохин, один неизвестный и одно лицо, означившее себя инициалами Б. Е., – по 100 рублей. 176 рублей было собрано на блюдо при закладке фундамента и 177 рублей – при освящении дома, И. Д. Липин дал кирпича на 100 рублей.

Желая выразить жертвователям свою благодарность, совет учредил в 1880 году в богадельне, в память наиболее крупных жертвователей Кушакевича, (пожертвовавшего 5,500 рублей), Долбежева, Шестакова и Алонкина, стипендии их имени, а о всех вообще жертвователях постановил совершать по воскресеньям за ранней литургией моление о здравии и спасении живущих и об упокоении скончавшихся. Призреваемые, в свою очередь, были обязаны ежедневно молиться о своих благотворителях за утренней и вечерней общей молитвой.

Работы по постройке дома были закончены к августу 1881 года, 10 числа в дом переехали некоторые жильцы, а к сентябрю и все квартиры были уже заняты. Дом был выстроен в три этажа, с таким расчетом, чтобы можно было отдавать его в наем под квартиры и доходом от квартир покрывать часть благотворительных расходов общества. Богадельню и приют решено было поместить в нижнем этаже. Отделка этого помещения продолжалась несколько дольше, но 25 сентября все деятели общества имели радость праздновать уже освящение дома, к этому времени совершенно законченного отделкой. Эго был день одного из престольных приходских праздников – в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали» совершалась торжественно литургия, за которой протоиерей М. Я. Предтеченский говорил посвященное предмету благотворительности слово; затем торжественным крестным ходом священнослужители и народ отправились в новосозданный дом; здесь, в зале, предназначенном для обучения приютских детей, перед иконой св. князя Александра Невского, вделанной в мраморный киот, был отслужен молебен тогдашним настоятелем Исаакиевского собора, протоиереем П. А. Лебедевым, с провозглашением вечной памяти царю-мученику; в пении принимали участие и дети приюта. После этого старухи и дети водворились в «прекрасно отделанных комнатах первого этажа, с изобильным количеством необходимого для здоровья воздуха, с паркетными полами и со всеми приспособлениями и возможными удобствами». При окончательной отделке помещения под богадельню и приют поступили новые пожертвования натурой. И. А. Воронцов пожертвовал тихвинскую икону Божией Матери, в серебряной ризе, б1/2 фунтов весу, Е. А. Смирнов – две иконы: Нерукотворенного Спаса и св. князя Александра Невского; К. С. Лабутин на свой счет устроил паркетный пол в классной комнате, К. Я. Шестаков и Я. И. Перетц дали 466 рублей на устройство паркета и на обои в помещении богадельни; А. И. Медведев пожертвовал письменный стол, дюжину стульев, ореховое кресло, вешалку, зеркало и к нему стол и стул А. М. Пугачевский – бюст императрицы Марии Александровны, М. Ф. Филиппов подсвечник к образу; И. Я. Лукин и И. Д. Липин пожертвовали по 5,000 кирпичей, И. Ф. Громов и Евментов сделали скидку со счетов – первый в 360, второй в 184 рубля.

При расплате за работы по постройке у общества не хватило двух тысяч рублей и эту сумму, в равной доле и без процентов, обществу ссудили четыре члена совета. Кроме того, за обществом осталось долга разным поставщикам свыше семи тысяч рублей.

Вскоре после постройки своего дома общество нашло возможными» открыть и постоянный детский приют. Приют этот открыть 1 октября 1884 года. Мысль совета об открытии такого приюта была поддержана прежде других Е. И. Ландриной, которая тотчас же, как узнала о таком намерении совета, прислала кровати, матрацы, подушки и все постельные принадлежности на десять человек детей, еще задолго до открытия приюта. Открытие приюта обществом было решено еще в 1883 году, когда общество получило наличными деньгами 6,000 рублей, завещанных ему в 1882 году статским советником Г. Е. Ярославским, в виде закладной. Для приюта, предположенного на десять детей, была отведена лучшая квартира во втором этаже дома общества, занимающая целую половину этажа и сдававшаяся по тысяче рублей в год, отремонтирована, разделена на две половины – для мальчиков и для девочек, с особыми комнатами для учительниц и заболевших. Для выработки правил приюта была составлена из членов совета комиссия; выработанный ей устав, за незначительными изменениями сходный с таким же уставом Введенского, что в Семеновском полку, благотворительного общества, был отослан для надлежащего утверждения в министерство внутренних дел чрез градоначальника; но так как утверждение замедлилось, а в общество уже поступило много прошений о приеме в приют, и помещение для приюта было готово, то общество, не дожидаясь окончания формальностей, в день Покрова Пресвятой Богородицы, после молебна и освящения квартиры, открыло постоянный приют, в который было принято 11 детей. По уставу, дети принимались в приют с семи лет и оставались в нем до двенадцати. 17 октября 1885 года общество решило именовать свой постоянный приют «призрением»; с этого же года для приюта был принят устав убежища Знаменского благотворительного общества, а прежний проект оставлен. Во второй год детей в приюте было 15. В 1897 году содержалось 15 девочек и 7 мальчиков, всего 22. Эта цифра стоит неизменною за последние годы.

Дети постоянного приюта помешаются в двух комнатах, мальчики и девочки отдельно. В занятное время учатся, после трех часов, среди отдыха, девочки приучаются к рукоделиям: шьют, вышивают, метят, вяжут, под наблюдением надзирательницы.

Еще в 1891 году тайный советник К. А. Рыбин, по благотворному влиянию протоиерея И. А. Соболева, заявил на общем собрании общества о своем желании открыть при приюте отделение своего имени на 25 детей и 5 стипендий в богадельне. Потребный для этой цели капитал, 30,000 рублей на отделение детского приюта и 6,000 рублей на 5 стипендий в богадельне, был внесен К. А. Рыбиным в мае 1893 года. После этого общество немедля занялось работами по переустройству и приспособлению помещений приюта и богадельни в соответствии с предположенным их расширением, и 1 октября 1893 года, после. торжественной литургии в приходской церкви и акафиста пред иконою Божией Матери «Утоли моя печали», петых приютскими детьми, духовенство с крестным ходом, при многочисленном стечении молящихся, проследовало в богадельню, здесь был совершен благодарственный молебен, последовало освящение новых помещений, и оба отделения К. А. Рыбина были открыты. За литургией говорил поучение – о значении приходской благотворительности священник П. П. Виноградов, до и после молебна говорили речи: протоиерей И. А. Соболев, благодарственную жертвователю, протоиерей В. Я. Михайловский о покровительстве Божией Матери делу общества и о значении христианской благотворительности, и член совета В. В. Паталеев, который высказал, что «высокая черта культурного человечества заключается именно в заботе о ближних, обездоленных судьбой, что русская общественная жизнь последнего времени богата примерами такой заботливости, что народный поэт Некрасов, хорошо знавший эту русскую жизнь и русских людей, дал верный завет в словах:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте; спасибо вам скажет сердечное

Русский народ,

и что жертва К. А. Рыбина доказывает и его высокое христианское созерцание, и его чисто-русскую душу». Несколько времени спустя, общество поднесло К. А. Рыбину чрез особую депутацию, в благодарность за его пожертвования, казанскую икону Богоматери. Еще ранее открытия было испрошено высочайшее соизволение на присвоение открываемым отделению и стипендиям имени жертвователя. В помещении, занимаемом отделением, установлен обществом портрет К. А. Рыбина. Отделение имеет свою особую учительницу, программа принята церковно-приходских школ, учащихся обыкновенно бывает 30. Недолго спустя после открытия своих благотворительных учреждений, сам К. А. Рыбин скончался, 21 июля 1894 года. По завещанию, он оставил обществу еще 18,000 рублей на стипендий в приюте и 5 в богадельне.

Когда дети оканчивали круг приютской жизни и учения, совет общества не покидал их своим вниманием и старался определить их к местам, в школы разных специальностей, по мастерским и промышленным заведениям. Дети выходили на шоколадную фабрику Е. И. Ландриной, один, отличавшийся хорошим голосом, перешел в капеллу, здесь в короткое время был назначен солистом и пожалован золотыми часами. Некоторые выходили в прогимназию, в другие училища, один поступил в монастырь на Афоне.

Выходящие из приюта девочки получали по три перемены белья, по три платья, платок, пальто, башмаки, – словом, полную экипировку.

Кроме перечисленных способов благотворения, общество вносило плату за учение в разных учебных заведениях, выдавало из своей кухни пищу бедным на дом, оказывало бесплатную медицинскую помощь.

Средства общества слагались из обычных для приходских благотворительных обществ источников: членских взносов, которых поступило за 27 лет существования общества 34,500 рублей, единовременных пожертвований 114,000, кружечного сбора 44,750, % с капитала 32,700, сбора по подписным листам 42,800, доходов с дома 71,100, всего в приходе за 27 лет было 351,491 рубль.

Сбор по подписным листам начался с 1872 года. Было собрано на первый раз 1,877 рублей. В следующий год со- вет не решился на свой страх рассылать листы опять, из опасения наскучить прихожанам и тем охладить их усердие к благотворительности. Но когда об этом доложено было общему собранию членов, то собраниф постановило установить ежегодную разсылку подписных листов для сбора. С тех пор этот сбор не прекращался.

Вещевые пожертвования всегда были значительны у общества. За 14 последних лет, в которые ведется отчет таким пожертвованиям, их принесено на 24,900 рублей.

Во главе благотворителей общества стоит Евдокия Ивановна Ландрина-Максимович. После кончины своего мужа, Г. М. Ландрина, также известного благоворительностью, Е. И. Ландрина высказалась как-то перед советом, что она хочет и намерена жить и трудиться не для себя, а для ближних, для бедных тружеников и тружениц. В своем тверском имении она устроила призрение для нескольких десятков бедных, и с истинно христианской любовью, сердечно, а не наружно только, с самого основания общества оказывала ему значительную помощь, несмотря ни на какие перемены в своей домашней жизни. Общее собрание общества в 1883 г. за особенно искреннее и усердное отношение ее к учреждениям общества, непрерывно выражаемое в виде щедрых приношений мебелью, одеждой, разными вещами, припасами, деньгами, постановило считать ее почетной попечительницей общества, а совет писал в отчете 1884 года: «Да подаст ей милосердый наш Господь еще много лет жить на пользу и помощь нищей нашей братии!»

Она содержала на свой счет пансионеров в богадельне, входила во все стороны жизни призреваемых и, например, заметив, что призреваемые старушки тяготятся исполнением обязанностей по приготовлению пищи и уборке комнат, наняла на свой счет для них в 1883 году кухарку и судомойку и платила им жалованье из своих средств и в последующие годы. В последние годы она ежемесячно присылала по 18 фунтов чаю и 2 пуда сахару, жертвуя вещами и съестными припасами иногда до 1,500 рублей в год.

В 1884 году мещанка Феврония Давидова завещала обществу 15,000 рублей. Она сама некогда была прислугой, испытала тяготу и лишения трудовой жизни; скопив деньги, она купила выигрышный билет и выиграла на него 75 тысяч, а когда умирала, все это состояние завещала разным благотворительным учреждениям, возвратив таким образом Господу, Подателю всех благ, то, что волею Его получила в облегчение тяготы земного своего странствия. Скончавшийся в 1882 году статский советник Г. Е. Ярославский, сын памятного прихожанам протоиерея Вознесенской церкви, также распределивший свое стотысячное состояние на дела благотворительности, незадолго до своей кончины передал обществу 1,000 рублей, и завещал закладную в 6,000 рублей, о которой уже было упомянуто. В 1886 году общество получило из государственного банка 437 рублей, записанных на общество после смерти степенной гражданки Т. П. Теняевой. В память И. А. и А. Ф. Масловых их дочери пожертвовали 2,000 рублей. Наследники М. И. Трухмановой и А. И. Хонина по 1,500, К. И. Блажин 1,000, М. К. Трубина 1,200, Журавлева 800, затем, по 100 и свыше рублей: М. В. Захарьин, А. Г. Иванова, Я. И. Иванов, А. В. Миклуха-Маклай, А. Ф. Миллер (лютеранин), наследники К. М. и А. П. Никифоровых, П. Г. Потворовский, И. Ф. Савельев, протоиерей И. А. Соболев и его родные на память о его служении при Вознесенской церкви, И. А. Сумаков, И. П. Фофанов, П. Г. Хонин, А. А. Шерер. Некоторые лица, как М. И. Семевский, М. К. Трубин, Шестаков, содержали на свой счет стипендиатов в богадельне и приюте. Другие в изобилии жертвовали съестные припасы: А. Д. Водеников, П. Я. Клипеков, П. Ф. Кулебякин, С. И. Коколов, И. И. Кислова, А. И. Медведев, Я. И. Перетц, Решеткин, Е. Н. Сивохин, И. А. Сумаков, А. Р. и А. М. Шуловы, К. Я. Шестаков, Ф. И. Федоров, неизвестные. Врачи М. А. Островский, В. Е. Гейдике, Л. И. Григорьев оказывали клиентам общества бесплатную медицинскую помощь, присяжный поверенный Н. П. Коробчевский оказал услугу обществу по ведению одного дела в суде и не взял гонорара за свой труд, Т. Н. Крюков бесплатно допускал детей приюта в свои бани, а С. П. Петров то же делал для старух богадельни, водопроводчик Д. А. Антонов, малярный мастер А. Ф. Евментьев, оказывали услуги обществу по своим специадь ностям, Л. С. Бодунов на свой счет отделывал помещение богадельни и приюта, С. В. Лабутов предоставил однажды детям приюта свою дачу в Лесном, ценностью в 300 рублей, типография «Общественная Польза» бесплатно печатает отчеты общества.

С благодарностью общество вспоминает также: умершего в начале 1883 года протоиерея М. Я. Предтеченского, который с самого возникновения общества принимал в его делах живое участие, говорил проповеди о благотворении, писал для общества воззвание к благотворителям, составлял ежегодные отчеты общества; Г. И. Варичева, долго, до самой кончины в 1893 году, несшего труд в должности эконома общества; известную благотворительницу М. А. Михайлову, большей частью, впрочем, лично раздававшую деньги бедным.

Первым председателем совета общества был настоятель Вознесенской церкви, протоиерей А. Н. Максимов, а после его кончины, после короткого промежутка, когда председательствовали светские лица, с 1883 года до последнего времени председательствовал снова настоятель, протоиереи И. А. Соболев. Когда в октябре 1897 года он был перемещен настоятелем же к Исаакиевскому собору, общество избрало его навсегда почетным своим председателем, предоставило ему право замещать в богадельне одну кровать своей кандидаткой и постановило поместить в приюте-школе его портрет, писанный масляными красками и, сверх того, составить и отпечатать брошюру о жизни и деятельности отца протоиерея, с портретом, для бесплатной раздачи. Новый настоятель, протоиерей И. Я. Образцов, известный своей деятельностью по благоустройству приходского благотворительного общества при Спасо-Сенновской церкви, в своей вступительной речи к новым прихожанам высказал: «Того я считаю действительным, истинным прихожанином, кто принимает то или другое участие в местном приходском благотворительном обществе и не отказывает в помощи приходским бедным».

Члены совета составляли тесно сплоченный кружок благотворителей, несли сами прежде всех обществу и денежные пожертвования, и вещевые, и свой труд, посещали людей достаточных и располагали их к благотворительности, печалились печалями своих благотворительных учреждений и радовались их радостями. В числе щедрых жертвователей было немало лиц и не принадлежащих к приходу Вознесенской церкви, бывали даже и иноверцы.

В одном из отчетов общества совет писал: «В заключение да будет позволено выразить искреннюю благодарность благотворителям от всех призренных, от всех накормленных и напоенных, обутых и согретых бедняков-нищих, от всех, кому хотя отчасти облегчена помощью общества безотрадная, бедственная жизнь, каковая бывает обыкновенно от недостатка средств и невозможности, по их слабым силам, болезни, старости, положительной неспособности и вследствие неблагоприятного семейного положения, что-либо заработать собственным трудом. Слезы умиления, слезы радости и благодарности за благодетелей к Богу, упавшие на кусок хлеба, вами поданный этим беднякам, для вас, гг. благодетели, будут тем елеем в светильниках добродетели, с которыми войдут на брачный пир мудрые девы, – благоразумные люди, – и без которого не войдет на брак в царство небесного Жениха, нашего Спасителя, ни один человек, ни один из пожелавших войти в него. Для немилосердных, неблагодетельных людей двери, ведущие на брак, затворятся, потому что у них, как и у юродивых – беспечных в притче пяти дев, не будет во время запасено для светильников их благодатного елея, который добывается не из горных масличных дерев, а из глаз благодарных, умиленных бедняков».

В другом отчете совет писал: «Все таковые учреждения. как наше приходское благотворительное общество, возникли, живут и развиваются на началах истинно христианских; здесь проявляется исполнение заповеди о любви и помощи истинной бедности, бедности разведанной. Каждый жертвователь этих обществ, щедрый или скромный, не рассчитывает ни на какую человеческую похвалу, ни на какую-либо награду, ни вообще на какое-либо отличие, что все, будучи принято к сердцу с самовосхвалением, а не с полным смирением, есть уже окончательная награда. Здесь жертвователь творит добро по влечению своего сердца к делу благотворения, с радостью, довольством и благодарностью к Господу за его милости к нему самому,–только потому, что чрез них он может творить добро своему ближнему. Да будет же эта радость добрых сердец началом радости их не земной, а небесной. Это «царствие Божие внутрь» нас (Лк.17:21). Добродетельные люди с верой и дерзновенным упованием на милость Божию да предстанут у страшного суда Христова и да удостоятся от Господа своего услышать любвеобильный Его глас: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я., и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и одели Меня; была болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34–36


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle