еп. Марк (Головков)

Источник

Понятие православного церковного этикета

Этикет (франц. etiquette – обычай) – нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» – термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписаний лежат именно нравственные категории.

Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» – являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию. В дальнейшем в среде еврейского народа краткие этические нормы Закона преобразовались в разветвленную систему, строжайше регламентировавшую все стороны жизни. Жесткое следование этим предписаниям до сих пор является одним из главных требований иудаизма.

Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни – спасения души. Душа – вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная –

Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил поведения и обхождения, сложившихся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая – регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал святитель Феофан Затворник: «Действующий по–церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».

Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви – Господь Иисус Христос, а Церковь – тело Христово. Каждый его член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, однако, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15, 41). Особенности иерархической структуры Православной Церкви необходимо учитывать, чтобы не нарушать внутри церковную субординацию. Известная русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», – имеет и обратную сторону: раз уж ты приходишь в чужой монастырь, надо знать его устав.

Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак внимания является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфия, камилавка, клобук).

Понятие церковного этикета довольно тесно смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки. Церковный протокол предписывает порядок проведения официальных церковных церемоний, а также осуществления контактов между Поместными Православными и иными Церквами.

Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Программа светского торжества, на которое приглашается священнослужитель, должна быть тщательно продумана. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время церковного поста (например, в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Христианская совесть и здравый смысл должны удерживать лиц, находящихся в обществе священнослужителя, от вольного поведения, громкого смеха и скабрезных рассказов. Одежда человека, посещающего церковно–общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.

Нормы светского этикета, складывавшиеся на протяжении столетий, являются неотъемлемой частью мировой культуры. Владение ими – признак воспитанности человека, его принадлежности к цивилизованному обществу. Столь же значимо знание церковного этикета как основы общения между собой членов Православной Церкви.


Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.

Комментарии для сайта Cackle