Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Источник

СОФИЯ

СОФИЯ (греч. – премудрость), Премудрость Божия – в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом («мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость» – 1Кор.1:24 и др.). В Византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры – как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций на темы Божественного Домостроительства: «Премудрость созда себе дом» (Притч.9:1) и «София, Премудрость Божия» новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит абстрактно-догматический характер, и в той и в другой представлены символические образы воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом – важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в ХIV-XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью – отражением такого сближения служит, в частности, т. наз. «киевско-ярославская» икона Софии, Премудрости Божией.


Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству / Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : "Альм. "Странный мир", 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха "Странный мир"; Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle