Л.П. Клименко

Источник

Дворы Бога

Дворы Бога – небесные обители; поместные Церкви; заповеди Господни: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут (Пс.91:14). По толкованию Зигабена, «дворы Бога нашего» – это небесные обители праведников. Тимофей полагает, что этим именем названы Церкви верующих по разным местам, а Василий Великий, что оно относится к небесному житию. Поэтому насажденные здесь – в доме Господа, то есть в Церкви Бога Живаго, будут процветать, украшенные добродетелями, там, во «дворах Бога нашего», то есть в небесных обителях. В высшем значении «дворы Бога» суть заповеди Господни, как полагает Максим (ЗТП. 95).

– город Иерусалим; Церкви из язычников по местам; горний Иерусалим: Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих (Пс.64:5). По изъяснению Зигабена, «дворами Божиими» пророк назвал город Иерусалим за то, что в нем находился знаменитый храм Соломона. А в высшем смысле, по словам Афанасия Великого, под «дворами Божиими» следует понимать Церкви из язычников, находящиеся по местам. Слова стиха можно также отнести к каждому христианину, стремящемуся к благочестивой жизни, оканчивающему свою жизнь в благочестии, то есть в добродетели, потому что, быв избран из людей, он берется Христом в горний Иерусалим, во дворы и обители праведных. Другой толковник дополняет со ссылкой на Апостола следующее. Бог избирает готового подвизаться и совершать течение, победившего уже берет к Себе на небо, через призвание к Себе, где и определяет ему наследство в своих трудах, о которых говорил апостол: «В дому Отца моего обителей много» (ЗТП. 380).

Церковь небесная и земная; поместные Церкви: Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ (Пс.83:10); Возмите жертвы и входите во дворы Его; поклонитеся Господу во дворе святом Его (Пс.95:89). По толкованию Зигабена, «дворы Божии» суть поместные Церкви, в которых совершается словесное служение Богу, Его славление. «Двором святым Божиим» пророк называет находящуюся на земле Христову Церковь или и небесную. Сказав о дворах во множественном числе, пророк говорит о дворе и в единственном числе, научая этим, что Церкви Христовы по счету многочисленны, но по вере составляют одну, и по местам Церкви отдельны, но по единоверию совокупны (ЗТП. 47. 112).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle