Врата и дворы
Врата и дворы – исповедание во грехах и воспевание Бога; Церкви; добродетели и богословие; смирение и небесные обители; Церковь и сердце: Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих (Пс.99:4). По толкованию Евсевия, сначала входят во внешние врата, а потом уже во дворы его, так и в духовной жизни: сначала должно исповедоваться в грехах своих, а после воспевать Бога, чтобы через исповедание очистился язык и приносил Богу чистую песнь похвалы. Или иначе: «врата и дворы» Христовы суть все находящиеся в разных местах земли Церкви, поскольку они составляют дом Божий. Дидим полагает, что «врата» Господа суть различные добродетели, а «дворы Его» – богословие (ЗТП. 128. ФТП. 474). Евсевий и Кирилл считают, что под «вратами» следует понимать смирение, которое служит средством к получению доступа пред Лице Божие. Через эти входные врата человек входит во «дворы» Божии, то есть небесные обители, в храм Божий и в храм сердечный, в котором водворен Бог посредством таинства Крещения (АфТП. 342).