Л.П. Клименко

Источник

Языки

Языки – римские воины вместе с Пилатом: Вскую шаташася язы́цы (Пс.2:1) (ЗТП. 18).

– иудеи; враждующие против христиан; демоны: Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша (Пс.9:16) Под «языками», или язычниками, должно здесь разуметь самих иудеев, т. к. они, имея закон, однако же по своей злобе и зависти соделались подобными язычникам, незнакомым вовсе с законом. Или также: здесь идет речь и о враждующих против христиан. Не будет неуместным, если отнесем сказанное выше и к самим демонам (ЗТП. 56).

– те, кто не приняли евангельского закона, язычники: Погибнете язы́цы от земли Его (Пс.9:16). «Языками», или язычниками, пророк называет здесь тех, которые не приняли закона евангельского, так как язычники существуют без закона (ЗТП. 64). Другой толковник дополняет: Так как власть над всем миром принадлежит Богу, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле (ТБЛ. I. 160).

– диавол; народы: Да судятся язы́цы пред Тобою (Пс.9:20). Упоминаемый здесь суд следует понимать по отношению к диаволу – суд, о котором через пророка Исайю так говорит Бог: «(Израиль) избранный Мой, прият его душа Моя, дах Дух Мой нань, и суд языком возвестит» (Ис.42:1) (ЗТП. 58).

– язычники, ассирияне; различные народы, восставшие на христиан: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, отметает советы князей (Пс.32:10). Пророк называет язычниками ассириян, потому что они, собравшись из различных язычников, напали с умыслом на Иерусалим при Езекии. Можно принимать сказанное Давидом и в отношении к мучителям: язычники суть различные роды, из различных мест двинувшиеся против христиан (ЗТП. 193).

– семь племен ханаанских и других: Рука Твоя языки истреби и насадил я еси (Пс.43:3). «Языками» здесь называет семь племен ханаанских и других, обитавших прежде на земле обетования (ЗТП. 263).

– уверовавшие из народов; лукавые силы; демонские народы: Покори люди нам и языки под ноги наша (Пс.46:4). Христос, говорит, покорил нам – апостолам – под ноги наши уверовавших из народов. Ибо язычники с ревностью падали к ногам апостолов и благоговейно лобызали следы их. Афанасий Великий «племенами и народами» («люди и язы́цы») называет сатану и с ним лукавые силы, демонские народы, которых Христос покорил под ноги апостолов (ЗТП. 289).

– род человеческий; чуждые веры: Услышите сия, вси язы́цы, внушите вси живущии по вселенней (Пс.48:2). Этими словами царь и пророк Давид призывает к слушанию сказываемых им слов весь человеческий род. Василий Великий слово «народ» толкует как «чуждые веры», которые призваны в числе народов (ЗТП. 297).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle