Л.П. Клименко

Источник

Убог

Убог– чрезмерно нуждающийся и лишенный помощи человек: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляющий нища из руки крепльших его и нища и убога от расхищающих (Пс.34:10). «Нищим» Давид называет самого себя, как принужденного бегать и как нуждающееся в потребном для жизни и устраненное от всякой человеческой помощи. Сказал два раза «нищего» и присовокупил слово «убогое», чтобы показать чрезмерную свою недостаточность (ЗТП. 208).

– в трудах снискивающий нужное к спасению; утруждающий себя в делании заповедей; опекаемый помощию Божией; лишенный спасения; трудно добывающий пропитание; не имеющий духовных богатств: Аз же нищь есмь и убог: Господь попечется о мне (Пс.39:18). По мнению толковника, это говорится от лица каждого христианина: каждый христианин беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его; или: беден («убог»), поскольку бедствует, т. е. трудится и болезнует в заповедях Христовых и добродетелях. По словам Василия Великого, «беден» («убог») тот, кто был в недостатках и прежде и при таком обстоятельстве управлялся благоугодно Господу. Свт. Кирилл толкует этот стих так: Древний Израиль называет себя «нищим и убогим, т. е. бедным», и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение. Евсевий «нищим» называет по причине потери своего богатства, а «бедным» («убогим») – по снисканию продовольствия с трудом. По мнению Е. Зигабена, слова «беден и нищ» говорит о себе Давид: провидя духовные дарования, которые имеют излиться на христиан, он скорбел о том, что, живя задолго до христиан, не получил этого духовного богатства (ЗТП. 248–249).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle