Л.П. Клименко

Источник

Нощь

Нощь – смерть Господа; сокровенные тайны: Благословлю Господа, вразумившего мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя (Пс.15:7). Толковник полагает, что под «нощию» должно понимать смерть Господа. Мое желание, говорит Он, до самой смерти воспитывало и руководило Меня, не увлекая Меня ничем земным и располагая к одному божественному. Или же под «нощию» можно разуметь сокровенные тайны: Спаситель здесь как бы хочет сказать, что вот пока эти тайны оставались неизвестными остальным людям, Меня воспитывало и руководило Мое желание (ЗТП. 85–86).

– Христос по человечеству; мрачные духом, грубые люди: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум (Пс.18:3). Как изъясняет Е. Зигабен, «день» есть Отец, «день» также есть и Сын, по причине сияния одного Божества. «День дню отрыгает слово» значит «Отец говорил к Сыну». «Нощь» есть Христос по человечеству в сравнении с Божеством. Он возвещает богопознание людям. Ориген и Астерий под «ночами» понимали тех людей, к душе которых мрак и грубость тела не допускают божественных сияний (ЗТП. 114. 116).

– символ бедствий: Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда (Пс.16:3). Как полагает толковник, «ночь» – символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен «правде», своему влечению и преданности Богу и не отступил от Его заповедей (ЗТП. 88; ТБЛ. I. 169).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle