Л.П. Клименко

Источник

Нечестивые

Нечестивые – язычники, цари-гонители и еретики: Окрест нечестивии ходят (Пс.11:9). Со всех сторон, говорит царь Давид, окружают нечестивые, стараясь стеснить и погубить веру в Христа (это пророчество о будущем времени). Так поступают язычники и цари-гонители; а еретики также ходят вокруг, потому что не понимают Божественного Писания в прямом смысле, но в извращенном – ложными умствованиями и толкованиями (ЗТП. 71).

– идолопоклонники: И с нечестивыми не сяду (Пс.25:5). Давид говорит об иноплеменных идолопоклонниках, у которых он тогда жил, когда был гоним Саулом (ЗТП. 154).

– безбожники и многобожники: Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя; да постыдятся нечестивые и снидут во ад! (Пс.30:18). Феодорит так рассуждает по поводу этого стиха: Из этого видим, сколь великое различие имеет грех от нечестия. Ибо грех есть какой бы то ни был грех – беззаконие, любодеяние, воровство и другие. А нечестие есть безбожие и многобожие, почему и великий Давид просит, чтобы он от стыда, порожденного грехом, был освобожден, а живущие в нечестии со стыдом были преданы смерти (ЗТП. 180). Относительно другого стиха, в котором встречается слово «нечестивые», высказывается та мысль, что под «нечестивыми» могут разуметься иудеи, которые за непочтение Сына Божия рассеяны дыханием проповеди священных апостолов, например: Не тако нечестивии, не тако (Пс.1:4). Другой толковник по поводу этого стиха говорит: «Нечестивый» – это внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона (ЗТП. 17; ТБЛ. I. 143).

– нечестивый человек; демон: Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий (Пс.9:2). Когда, говорит Давид, возносится нечестивый, получая во всем удачу, тогда благочестивый, смотря на все это, сгорает от ревности, испуская стенание из уст своих, подобно некоторому дыму. Или тоже можно понимать место это так: Когда демон кичится над родом человеческим, тогда этот последний, будучи беден добродетелью, сгорает от страдания (ЗТП. 59). «Нечестивый» в значении «сатана» употреблено в псалме 9:6: Запретил еси языком (упрекнул с бранью народы), и погибе нечестивый. Пророк говорит: Ты упрекнул с бранью народы за их заблуждение, и сатана тотчас же убежал от них прочь, будучи не в состоянии противостать истине (ЗТП. 52).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle