Пути Господни
Пути Господни – закон, данный через Моисея: Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израиля хотения Своя (Пс.102:7). Бог открыл Моисею посредством данного ему закона пути Свои, т. е. хотения Свои, по которым, как по пути, можно идти к Богу (ЗТП. 143; ТБЛ. I. 333). Блаж. Феодорит осмысляет закон Моисея как предначертанное Богом «наше спасение» (ФТП. 485).
– заповеди Божии: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его (Пс.127:1). По согласному толкованию экзегетов, «путями Господними» Давид называет заповеди Божии. Никита Стифат пишет: «Сии боящиеся Господа суть ходящие в путях Господа; а не ходящие в путях Его не таковы. Они ходят при свете своем. Ибо всякий боящийся Господа отличается исполнением заповедей Христовых, почему и называется в Писании блаженным» (ЗТП. 317).
– законы Его; распоряжения: И да воспоют в путех Господних, яко велия Слава Господня (Пс.137:5). Златоуст полагает, что «путями Господними» Давид называет Его законы, а Феодорит – распоряжения, которые выражают промысл и домостроительство Божие (ЗТП. 355).
– добродетели. По изъяснению Дидима, пути и добродетели суть одно и то же, ибо «кто говорит: покажи мне пути Твои, Господи, тот просит открыть ему добродетели» (ЗТП. 143).
– милость и истина. По толкованию Иринея, именно эти пути «сказал Господь избранному рабу своему Моисею: ибо дал ему закон святый, посредством которого как самому ему, так и всем сынам Израилевым... объявил хотения Свои, которые состоят в том, что как Сам Он милостив и праведен, так и мы должны быть милостивы и праведны» (ИТП. 191–192).