Окованные и сыны умерщвленных
Окованные и сыны умерщвленных – плененные евреи и близкие к физической гибели, погибшие: Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных (в евр. тексте – разрешити сынов смерти) (Пс.101:21). По толкованию блаж. Феодорита, «окованными» пророк называет плененных евреев, а «сынами умерщвленных» – физически погибших людей. «Над всем надзирая и всем управляя, Бог всяческих услышал надзираемых Им и произнес определение об освобождении (из плена), чтобы окованные возвратились на место умерщвленных, построили отечественный город (Иерусалим), и, как обычно, совершали в нем служение Богу по закону» (ФТП. 481). Ириней, в целом поддерживая толкование блаж. Феодорита, вносит в него некоторые уточнения. В частности, он полагает, что пророк «окованными» называет евреев «не потому, что связаны были оковами, но что плен их был подобен тяжчайшим оковам». Что касается именования «сыны умерщвленных», то, в отличие от блаж. Феодорита, Ириней считает, что «сынами смерти» Давид называет их «для того, дабы восчувствовали, что они близки были к погибели, ежели бы чудною Божиею силою не были исхищены из самых челюстей смерти» (ИТП. 186). Такое понимание более соответствует еврейскому тексту.
– связанные узами греха, погибающие от грехов своих. Е. Зигабен следует экзегетической традиции Кирилла, Афанасия Вел., Исихия и под «окованными» понимает людей, «связанных пленицами, или узами грехов своих», а «сынами умерщвленных» – находящихся в рабстве у демонов, погибавших от грехов своих (ЗТП. 138).