Л.П. Клименко

Источник

Дом

Дом – в зависимости от определения, стоящего при этом слове, оно получает в тексте псалмов разнообразные значения:

– душа Давида; Церковь: Псалом песни, обновления дому Давидова (Пс.29. надписание). «Домом» названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святого Духа. Другие толковники называют здесь «домом» Церковь христианскую, а «обновлением» – обновление Церкви, произведенное святым Крещением (ЗТП. 169–170).

Церковь; воодушевленная плоть Христа: Упиются от тука дому Твоего (Пс.35:9). «Дом Божий» есть Церковь. По словам Исихия, «Дом Бога Слова» есть принятая Им воодушевленная плоть, в которой Он вселился (ЗТП. 216).

– израильский народ: Не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов (Пс.49:9). Господь говорит народу Своему: заботясь о жертвах, не думай, что в этом одном и заключаются твои обязанности по отношению ко Мне. Господь выясняет пред этим народом настоящий смысл жертв и положительно объявляет, что они бесполезны и излишни. Они были установлены через Моисея для того, чтобы народ Божий, собираясь на жертвоприношения, как можно чаще вспоминал о своем Господе и чтобы с их помощью лучше сохранить благочестие в народе израильском, в народе неблагодарном и легко забывающем благодеяния Бога (ЗТП. 307).

– добродетельная жизнь; скиния: Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем (Пс.5:8). По мнению некоторых толковников, «дом Божий» есть не что иное, как добродетельная жизнь, ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят Себе жилище у такого человека (Ин.14:23). Другой толковник полагает, что под «домом, храмом» здесь нужно понимать Скинию (Исх.23:19. 1Цар.1:9; 2Цар.12:20) (ТБЛ. I. 151).

– внутренняя часть Соломонова Храма; душа Христова; совершенство; знание: Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия (Пс.41:5). «Домом Божиим» Давид называет самую невходную и внутреннейшую часть Храма Соломона. Е. Зигабен предлагает иное толкование: «дом Божий» есть разумная и всесвятая душа Христова, так как посредством ее Бог-Слово соединился с телом. По словам Оригена, Соломонов Храм был образом истинного дома Божия, скинии. А скиния есть изображение успеха, как дивно ведущая к дому Самого Бога, т. е. к совершенству. Великий Максим под «домом» разумеет совершенства, различные красоты добродетелей. Также «дом Божий» есть составляющееся из многоразличных созерцаний знание, при котором Бог обитает в душе и напояет ее чашею Премудрости (ЗТП. 267).

– покров и защита Бога; Церковь и собрание христиан: И еже вселитимися в дом Господень, в долготу дний (Пс.22:6). Толковник так изъясняет слова пророка: Он будет последовать за мною и за поселением меня в дому Господнем, чтобы я находился под покровом Его. Или: «домом» называет Церковь и собрание христиан, в котором обитает Господь и является достойным из них (ЗТП. 141).

– скиния Моисея: Еже жити ми в дому Господа вся дни живота моего (Пс.26:4). Давид просит о том, чтобы жить ему в доме Божием, т. е. в скинии Моисея (ЗТП. 158).

– диавол: Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего (Пс.44:11). Царь Давид, обращаясь к Церкви, называет ее «дщерью Христа» и говорит: забудь дом отца твоего – диавола, так как производящий грех рождается от диавола и в нем имеет отца, как сказал Господь: ваш отец – диавол (Ин.8:44). Забудь нечистые жертвы диаволу, скверные обряды и те служения ему, которые производила прежде, когда находилась в язычестве и идолопоклонстве и вращалась долу в различных грехах. Можно это понимать и в другом отношении, что народы называли «отцами своими» лжеименных богов (ЗТП. 278).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle