Л.П. Клименко

Источник

Человек

Человек – диавол; клеветник; нечестивый: И рекут: се человек, иже не положи Бога помощника себе (Пс.51:9). По мнению Зигабена, под «человеком» мы должны понимать здесь диавола. Ириней полагает, что сказанное относится к клеветнику, нечестивому, который оскорбляет Бога тем, что, оставив Его, уповает на тленное и скоро гибнущее богатство, превосходя других не добродетелью, но коварством и злобою (ЗТП. 322; ИТП. 367).

– вавилонский царь Навуходоносор; множество врагов; все страсти природы; скорби мира; диавол; сатана: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек (Пс.55:2). Истолкование значения слова «человек» зависит от того, от чьего лица произносятся слова стиха. Если от лица плененного вавилонянами народа, то «человеком» называется вавилонский царь Навуходоносор; если говорится от лица находящегося в грехах, то «человеком» называется диавол, ибо так часто называет его и Священное Писание, и особенно Исайя (Гл.31:3) по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского. А если говорится от лица Давида, то под «человеком» разумеется Саул. Григорий Нисский полагает, что этим «многообъемлющим словом» пророк называет все страсти природы и все множество врагов. По толкованию Афанасия Великого, это говорит о себе каждый святой, находясь в скорбях от мира. Исихий относит это к каждому человеку, который подвергается ужасной брани, в продолжение всего дня будучи побораем и попираем сатаною (ЗТП. 338).

– человек; Христос: Мати Сион, речет человек, и Человек родися в нем, и Тот основа и Вышний (Пс.86:5). В первом полустишии слово «человек» означает каждого человека из народа, уверовавшего во Христа, то есть христианина. С этим согласен Ириней, который говорит, что не иначе мы возрождаемся в небесную жизнь, как посредством Церкви (ИТП. 81). Во второй части стиха содержится пророчество о рождении Христа, то есть что в пределах Сиона «истинно родился человек Христос, Который сохранил достоинство человека». Чтобы показать Божественную природу этого Человека, пророк говорит: «И Той основа и Вышний». Слова эти означают, по Зигабену: Рожденный в Сионе во образе Человека, Он и основал его вначале, как Творец неба и земли, Который есть превыше всего, как Бог (ЗТП. 56). Феодорит говорит: Человек, рожденный в Сионе, есть Творец и Создатель, как Вышний Бог (ФТП. 415).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle