Л.П. Клименко

Источник

Солнце и луна

Солнце и луна – бесконечность Божества Христова; Бог и Церковь; Бог; вечность: И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов (Пс.71:5). Чтобы показать безначальность и бесконечность Христа, Давид употребляет образ двух светил. Христос пребудет, доколе будет солнце. Так обозначается бесконечность Божества Христова. А о безначальности Божества Его говорит, что Христос был прежде луны. Выражение «рода родов» означает «в беспредельные пространства», ибо «родом» называется пространство времени, в продолжение которого может жить один род человека, или человек. Возможно иное толкование: под «солнцем» можно понимать Божество, ибо что видимое солнце в чувственном, то Бог в умственном, по словам Григория Богослова. По словам Дидима, с Божеством пребудет и человечество Христово, однажды соединенное с Ним лично, оно никогда не будет отдельно от Него. Под «луною», согласно тому же толковнику, можно разуметь Церковь христианскую, впереди и пред лицем которой стоит Христос «в роды родов», то есть всегда. А как луна заимствует свет свой от солнца, так и Церковь получает умственный свет свой от Солнца Правды – Христа и, просвещая находящихся во тьме неведения, показывает путь заблуждающимся (ЗТП. 433). Феодорит относит эти слова ко Христу: Он рожден от Отца «прежде луны рода родов», то есть беспредельными некими родами предваряет бытие твари. Но и пребудет «с солнцем», то есть будет иметь всегда продолжающееся бытие. Лопухин относит эти слова к царствованию Соломона: солнце и луна являются символами прочности, вечности (ЛТБ. 273).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle