Сион
Сион – Церковь верующих; Иерусалим; место Богослужения: Яко Бог спасет Сиона (Пс.68:36). По мнению толковника, Сионом Давид называет здесь новый Сион, то есть Церковь верующих, или называет и самый Иерусалим, который и сохранит для Себя, потому что Иерусалим посвящен Христу, а не другому Богу. Ириней понимает под Сионом то место, в котором Бог благоволит призываем быть и не попускает истребления Богослужения, которое сам предписал (ЗТП. 422; ИТП. 473).
– стража; воин Христов, то есть христианин; место стражи; крепость; сердце верующего человека: И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе (Пс.75:3). Сион в переводе означает «высокая стража». Поэтому тот, кто издали сторожит и видит нашествие демонов, может быть назван Сионом. Таково толкование Оригена. Дидим пишет: мы будет жилищем Божиим и стражами, наблюдающими всякую истину и добродетели, ибо как грешник дает место диаволу, так и добрый и благодетельный дает в уме и сердце своем место Богу, желающему вселиться и жить в нас. Дидим опирается на этимологическое значение имени Сион – «высокое место; стражи» (ЗТП. 462). По изъяснению Иринея, в высшем смысле выражение «жилище его в Сионе» означает, что «Бог наипаче живет в сердцах людей, мир имеющих и углубляющихся в богомыслие», ибо таковые способны к соединению с Богом (ИТП. 523).
– Церковь Христова: Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми (Пс.98:2). По изъяснению Афанасия Великого, Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (АфТП. 339).
– Соборная христианская Церковь; благочестивое общество; еврейский народ; Иерусалим: Слыша и возвеселися Сиои и возрадовашася дщери иудейския (Пс.96:8). Давид говорит, что когда услышал пророков и апостолов, проповедовавших величие Христа, новый Сион, то есть Соборная христианская Церковь, весьма возвеселился о праведных судьбах Судии. Имя «Сион» буквально переводится как «место стражи». Это подходит и к характеристике Церкви Христовой, ибо она стережет, охраняет истину и благодарит Господа (ЗТП. 117). Феодорит полагает, что именем Сион названо общество людей благочестивых (ФТП. 464). По толкованию Иринея, Сионом назван избранный еврейский народ, потому что он первый вкусил начатки радости. Другой причиной радования было осуществление обетования Бога, данное верным об Искупителе человеческого рода, который имел произойти от их племени. Таким образом, «Бог из источников Израилевых весь мир орошает» (ИТП. 161–162). Лопухин полагает, что под именем Сиона можно понимать Иерусалим (ЛТБ. 324).