Л.П. Клименко

Источник

Святые Божии

Святые Божии – все уверовавшие во Христа, в том числе и из язычников; храмы Божии: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (Пс.67:36). По изъяснению Исихия, Спаситель дает силу и крепость людям Своим из язычников, удерживая их от заблуждения. Как «Его люди», то есть люди от Христа, они носят имя христиан. Феодорит «новым, святым народом» называет христиан, которых Бог укрепит, сделает непреоборимыми в борьбе со злом (ФТП. 317). По изъяснению Иринея, выражение «во святых своих» относится не к святым людям, ни к хлебу или к земле, как полагают некоторые, но к святым селениям Божиим. Основанием такого толкования является еврейский текст этого стиха: «Страшен еси, Боже, от святых селений Твоих». Из чего следует, что Бог силу Свою являет не только на небе, но и во храме. Таким образом, полагает толковник, царь Давид пророчествует здесь о покровительство Церкви Божией (ИТП. 455–456).

– иудеи; недоступная часть храма; Христос; христиане; хранимые Богом: На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя (Пс.82:3). По словам Зигабена, Давид называет «святыми Божиими» иудейский народ, как веровавший во Святого Бога, хотя он и отступал от святости. Ряд толковников изъясняет значение слова, исходя из еврейского текста стиха: «И между собою совещаша на сокровенных Твоих». По Иринею, речь идет о христианах, которых Бог хранит «под кровом крил Своих» от всяких врагов (ИТП. 51). Симмах перевел выражение «против святых Твоих» как «против скрытого (сокровенного) Твоего», понимая под этим недоступные для профанов части храма (ЗТП. 38). По изъяснению Феодорита, «потаенным, сокровенным» пророк называет Христа, имевшего произойти от иудеев (ФТП. 396). Лопухин переводит выражение «святые Божии» как «хранимые Богом» (ЛТБ. 296).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle