Л.П. Клименко

Источник

Преподобные

Преподобные – иудеи: Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем (Пс.78:2). «Преподобными», или святыми, Давид называет здесь иудеев, потому что они прежде всех других народов посвящены были Богу. И хотя они давно уже удалились от святых дел, однако сохранили еще имя святых. Так, в Писании лжепророчествующие называются пророками, и апостол называет «святыми» отброшенные ветви, потому что они имели святой корень (Рим.11:16) (ЗТП. 16). Подробнее об этом говорит Лопухин: «тела святых Твоих» – евреев, как народа Богоизбранного, предназначенного быть народом святым и служителем истинного Бога (ЛТБ. 289).

– посвященные Богу; истинные израильтяне; праведники: Яко речет мир на люди своя, и на преподобныя своя (Пс.84:9). Народ Божий всегда имеет мир и с самим собой, и с Богом и, напротив, всегда ведет борьбу с врагами Божиими, с демонами и друзьями их. Тех же верных назвал «людьми Божиими» и «преподобными», то есть посвященными Богу (ЗТП. 50). Ириней полагает, что имя «преподобных» пророк прилагает к истинным, а не мнимым израильтянам, сущим таковыми только по имени (ИТП. 67), Лопухин понимает «преподобных» как «праведных» перед Богом, всех, кто сердечно обращается к Нему (ЛТБ. 300).

– посвященный Богу; благочестивый; кроткий и снисходительный: Сохрани душу мою, яко преподобен есмь (Пс.85:2). В этих словах молитвы царь Давид обращается к Богу: «Спаси меня, потому что я посвящен, или принесен Тебе». Или иначе: называет себя «преподобным» как благочестивого в сравнении с нечестивыми врагами его (ЗТП. 51). Феодорит объясняет самоназвание Давида «преподобный» тем, что он в отличие от язычников имел правильное познание о Боге и терпеливо сносил несправедливые нападки и утеснения врагов (ФТП. 409). Ириней в толковании церковно-славянского текста стиха исходит из точного перевода еврейского источника: «Яко кроток есмь». Давид испрашивает себе помощи у Бога, приводя то основание, что он кроток и снисходителен к ближнему (ИТП. 70).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle