Л.П. Клименко

Источник

Подножие ног Божиих

Подножие ног Божиих – земля; Голгофа и Крест; понимание человеком величия Божия; храм в Иерусалиме; Ковчег Завета; Христова Церковь: И покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс.98:5). По толкованию Зигабена, в отношении к Божеству «подножие ног Божиих» есть земля: «Небо, – говорит, – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» (Ис.66:1). В отношении к человечеству «подножием ног Его» теперь называют Голгофу, на которой распят Господь; или самый Крест, на котором стали ноги пригвожденной) на нем Господа. Христос освятил Собою упомянутое подножие. Исихий «подножием ног Его» называет Крест, имевший подножие, на котором поставленные ноги Господа были прибиты гвоздями. Григорий Нисский толкует выражение в высшем смысле и говорит: «Сколько бы ни возвышался ум ваш и превзошел своими понятиями о Боге всякое высокое представление, то и тогда то, что обретается вами и чему вы должны поклоняться, не будет еще самое величие искомого вами, но только «подножие ног Его». Ибо ум человеческий низок и пресмыкается долу в сравнении с непостижимостью Бога» (ЗТП. 125). Феодорит толкует иначе: в древности таким «подножием» Бога был признаваем храм в Иерусалиме, а ныне Христианские Церкви по всей земле (ФТП. 471). По мысли Иринея, Давид нарицает Ковчег Завета и сам Иерусалимский храм «подножием ног Божиих», возводя умы благочестивых людей к Богу, везде сущему и вся исполняющему (ИТП. 169).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle