Плоть
Плоть – смертный и страстный человек; грубые и низменные люди; плотские страсти и удовольствия: На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть (Пс.55:4). Пророк говорит, что он не устрашится тех бедствий, которым подвергает его «плоть», слабый смертный и страстный человек. По мнению Феодорита, «плотию» Давид называет грубейших и ведущих низкую жизнь людей. Исихий «плотию» называет плотские страсти и удовольствия (ЗТП. 339).
– сам человек: Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя (Пс.62:2). По изъяснению толковника, к словам о душе пророк присовокупляет слова о теле, чтобы выразить, что он так пространнее именует себя вполне, означая этими словами чрезмерную жажду и любовь ко Господу (ЗТП. 372).
– народ, люди: Услыши молитву мою. К Тебе всяка плоть приидет (Пс.64:3). По словам Феодорита, в словах «к Тебе всяка плоть приидет» содержится пророчество о народах, что они уверуют во Христа. При этом «плотию» назвал народы или потому, что «плотию» как частию именует целое – человека, или потому, что язычники жили плотским образом. Можно изъяснить иначе: Давид говорит здесь о совокупном воскресении всех людей вообще, во время которого все имеющие воскреснуть познают Бога. Афанасий Великий полагает, что в этих словах содержится благовествование о призвании всех народов, согласно со сказанным у Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (ЗТП. 379).
– слабые и недолговечные существа; немощь естества человека: И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращайся (Пс.77:39). Зигабен так изъясняет: потому еще долго терпел Бог ропот и беспечность израильтян в пустыне, что они были плоть, то есть существами слабыми и недолговечными (ЗТП. 9). По словам Феодорита, Бог «знал немощь естества их, знал, что по истечении недолгого времени примут конец жизни» (ФТП. 373).