Л.П. Клименко

Источник

Нищь и убог

Нищь и убог – царь Давид; языческий народ; люди, лишенные праведности и добродетели: Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми! (Пс.69:6). Евсевий полагает, что эти слова Давид, хотя и богатейший царь, прилагает к себе, из чего следует: чем более ты велик, тем более покоряйся и обрящешь у Господа благодать. Именно поэтому, умаляя себя и взирая на богатство благодати Божией, называет себя «нищим» и «убогим». Толковник допускает, что Давид говорит эти слова от лица языческого народа, как нищего и бедного по причине своей греховности и нечестия, и просящего ускорить помощию Христовой и посрамить умных (духовных) врагов, то есть демонов. Ибо когда мы потеряем всякую помощь человеческую, тогда вместо всего найдем Бога (ЗТП. 424–425). Феодорит, относя эти слова к Давиду, допускает и в отношении других, которые, будучи лишены праведности и живя в духовной нищете, не имеют богатства добродетели (ФТП. 327).

– иудеи и христиане; обнищавшие ради Христа: Пощадит нища и убога, и души убогих спасет (Пс.71:13). По изъяснению Кирилла, «нищим и убогим» пророк называет христианский народ из язычников; или «нищим» именует народ иудейский, как потерявший богатство помощи Божией, которую имел прежде; а «убогим» называет христианский народ из язычников. Христос помиловал оба народа, сделавшись для того и другого Человеком, но иудеев отверг, как не принявших Христа, а язычников, поклонившихся Христу с верою, спас. Если под «нищим и убогим» понимать только христианский род, то Христос избавляет от искушения и милостиво спасает тех христиан, которые сделались нищими и бедными из любви к Нему (ЗТП. 437).

– христиане из язычников; человеческое естество: Яко избави нища от сильна и убога, ему же не бе помощника (Пс.71:12). Зигабен считает, что под «нищим и убогим» понимается христианский род из язычников, которых спасает Господь (ЗТП. 436). А Феодорит полагает, что этими словами пророк называет человеческое естество, как бывшее тогда без Бога (ФТП. 339).

– духовно и физически слабый человек; сознающий свое ничтожество перед Богом: Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя; яко нищ и убог есмь аз (Пс.85:1). В этой молитве царь Давид просит Бога о помощи, так как сознает, что не имеет достаточных сил против видимых и невидимых врагов, чтобы противостоять им (ЗТП. 51). Феодорит считает, что Давид говорит здесь об «убожестве естества своего, неразлучного с нищетою», физической слабостью (ФТП. 408). Ириней полагает, что «нищим и убогим» Давид называет себя, сознавая свою полную зависимость от Бога, в Котором одном полагал вся своя благая и без Которого «ничтоже есть и ничтоже может» (ИТП. 70).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle