Л.П. Клименко

Источник

Концы земли

Концы земли – весь народ на земле: И уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли (Пс.58:14). По словам Феодорита, будучи рассыпаны между народами и унижены, иудеи познают, что Бог, то есть распятый ими Христос, есть Владыка, Царь над племенем Иакова и над всеми народами, живущими во всех концах земли (ЗТП. 355).

– Вавилон; земные заботы: Услыши, Боже мой, моление мое, вонми молитве моей. От конец земли к Тебе воззвах (Пс.60:2–3). «Концами земли» в псалме называется Вавилон, так как он находился на краю известной части света. По изъяснению Феодорита, эти слова говорятся от лица плененного иудейского народа, жившего тогда в Вавилоне. А поскольку Вавилон удален от Палестины на большое расстояние, то жившие в нем пленники думали, что живут на последних пределах земли – на пределах вселенной. По мнению Афанасия Великого, выражение «от конец земли» значит, что молитва приносится пророком за всю вселенную. В духовном, высшем смысле под «концами земли» можно разуметь земные заботы (ЗТП. 363–364).

– все народы, уверовавшие во Христа; живущие на краях земли; вселенная; люди, находящиеся в крайнем зле: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в море далече (Пс.64:6). По изъяснению Зигабена, в этих стихах заключается пророчество о том, что язычники имели уверовать во Христа: Услышь, – говорят, – Господи, нас, Ты, Который имеешь быть Упованием всех народов. Выражение «концы земли» можно понимать как обозначение живущих на краях земли. По словам аввы Дорофея, те, которые «живут в концах земли», суть находящиеся в крайнем зле. Феодорит полагает, что в этом стихе содержится предсказание о спасении вселенной (ЗТП. 380).

– все земное; число людей на земле: Яко в руце Его вси концы земли (Пс.94:4). По изъяснению Евсевия, «концами земли» пророк назвал все земное, которым управляет рука Божия. Григорий Нисский рассуждает так: под «землею» пророк разумеет созданных из земли людей, а под «концами» ее – число людей, увеличивающееся от начал создания их до скончания. «Ибо все число и количество людей от начал и до конца известно было наперед Богу и находится во всесодержащей Его руке» (ЗТП. 107).

– все люди на земле; все места на земле; люди, удалившиеся от земного мудрования: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего (Пс.97:3). Все пределы земли, то есть находящиеся в них люди увидели соделанное Христом спасение, которое открыто им Апостолами. По толкованию Евсевия, те, которые возвысились над землею удалением себя от земного мудрования и исканием горнего и помышлением о нем, и которые названы здесь «концами земли», увидели спасение и Виновника оного – Бога-Слово, Которое есть спасение от Бога (ЗТП. 120).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle