Эрик Нюстрем (протестант)

Жертва за грех и жертва повинности

Жертва за грех и жертва повинности в израильском богослужении представляли два рода жертвоприношения, в которых особенно проявлялись необходимость и значение примирения. В то время, как остальные жертвы: всесожжения, мирная и хлебная имели целью выражать полнейшую преданность приносящего Богу и угодное Ему самопожертвование – почему они также названы жертвами благоухания, приятные Богу, – жертва за грех и жертва повинности являлись настоящими жертвами примирения, имевшими целью дать грешнику возможность предстать пред Святым Богом для прощения грехов. Несмотря на существенную разницу между жертвой за грех и жертвой повинности, между ними все же было значительное сходство в упомянутом отношении, почему также и сказано в одном случае, что закон об этих жертвах один и тот же (Лев.7.7). Прежде всего, надо заметить, что не всякий грех или провинность могли быть очищены посредством этих жертв, но только грехи совершенные: по упущению, нерадению или немощи (Лев.4.2, Лев.5.15,18, Чис 15.22,29), в противоположность этому человек, совершивший преступление по надменности своего сердца, «дерзкою рукою» должен был быть истребленным из народа, ибо для него не существовало примирения (Чис 15.30). Однако что не значит, что каждый вольный и преднамеренный грех исключал возможность очищения, потому что в относящихся сюда местах закона перечисляются некоторые грехи, на которые нельзя смотреть иначе как на обдуманные, например в Лев.6.2. См ниже «жертва повинности 3.

Жертвы за грех (евр. «шаттат», жертва за грех) были двух родов: общественные и специальные. А) общественные жертвы за грех были следующие:

1. за весь народ: в праздники новомесячия (Чис 28.11), Пасхи (Чис 28.16) Пятидесятницы (Чис 28.30), Труб (Чис 29.2) Кушей (Чис 29.13), в великий день очищений (Лев.16.5,9,15 и дал., Чис 29.11) и при освящении нового святилища (1Езд 6.17, Езд 8.35).

2. За священников и левитов при их посвящении (Исх 29.14,36, Чис 8.3) за первосвященника в великий день очищения (Лев.16.3,6,11).

3. Специальные жертвы за грех, предписанные на разные случаи, были такого рода:

4. за родившую женщину, по окончании времени ее очищения (Лев.12.6 и дал., Лк 2.24).

5. при очищении прокаженного (Лев.14.10,19,22); Срав. установление об очищении дома прокаженного (Лев.14.49)

6. при очищении болевшего истечением из тела (Лев.15.14 и дал.).

7. за женщину после тяжелого кровотечения (Лев.15.29 и дал.).

8. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Чис 6.9) и по окончании времени его назореиства (Чис 6.14).

9. если общество, князь, или отдельный израильтянин по ошибке согрешили против какой-либо заповеди Господней и позднее осознали это (Лев.4–13,22,27 и дал.). 10) если помазанный священник (первосвященник) согрешил и навлек вину на народ (Лев.4.3 и дал.). 11) Жертвою за грех называется также рыжая телица (Чис 19.9,17).

Животные для различных жертв за грех были разных родов, смотря по значению жертв: тельцы, овны, овцы, козы голуби или горлицы и в одном случае вообще птицы. Тельцы приносились в жертвы по пунктам 2, 3 и 9, если согрешили общество и священник; козлы по 1 и 9, если согрешивший был князем; коза по 9, за отдельную личность; однолетняя овца по 5 при очищении прокаженного и по 8 по окончании времени назореиства; голубя и горлицу всегда по пунктам 4, 6 и 7 по 8 за осквернившегося назорея и по 5, если приносящий был беден; две птицы по 5 за прокаженный дом.

Церемониал жертвоприношения вообще предписывал (Лев.4.1), чтобы жертвенное животное было приведено приносящим перед скинию собрания, где оно, посредством возложения рук, обрекалось на смерть и закалывалось. От четвероногих жертвенных животных сожигались на жертвеннике только сальники (тук), остальное же сжигалось вне стана, – это было правилом для жертв за грех по 1 (Исх 29.14, Лев.4.11,20, Лев.8.17, Лев.16.27), тогда как при жертве по 2 мясо отдавалось священникам в пищу во святилище, после чего сосуды, в которых оно варилось, глиняные – разбивались, а медные – тщатильно чистились (Лев.6.25 и дал.).

Особенное значение придавалось тому как поступать с кровью, при принесении жертвы за грех. В день Очищения первосвященник вносил кровь в Святое Святых и кропил ковчег завета, после чего ею мазались роги жертвенника для курений (Лев.16.14,18 и дал.). При других жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога и мазали рога жертвенника для курений, а остальное выливали к подножию жертвенника всесожжения (Лев.4.5,16 и дал.). При жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога жертвенника всесожжения, а остаток выливался к его подножию (Лев.4.25,30,34, Срав. 2Пар 29.22 и дал.).

Жертвы повинности (евр. «ашем» проступок, жертва за проступок) были все предписаны в особых случаях:

1. если кто-нибудь по ошибке совершил преступление против посвященного Господу (Лев.5.15 и дал.).

2. если кто-нибудь по неведению преступил заповедь Божию (Лев.5.17 и дал.).

3. если кто-нибудь не отдал ближнему своему порученного, или находку, или оставленного ему на хранение, или отрицает причиненную им несправедливость, или же ложно поклялся (Лев.6.2 и дал).

4. если кто-нибудь обесчестил несвободную женщину, которую другой человек взял себе в наложницы (Лев.19.20),

5. за прокаженного после выздоровления (Лев.14.12),

6. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Чис 6.12).

В четырех первых случаях животным для жертвы повинности был овен, в обоих последних агнец. Кроме того виновник должен был в 1 и 3 случаях принести возмещение соответствующее причиненному вреду, прибавив пятую часть стоимости; это возмещение по 1 пункту поступало священнику и по 3 потерпевшему владельцу. В случаях когда последнего не было в живых, а родственников не было, возмещение отдавалось священнику (Чис 5.5 и дал.). Животное для жертвы повинности закалывалось на жертвеннике всесожжения, его кровью кропили на все стороны, сальник сжигался на жертвеннике, а мясо съедали священники на святом месте (Лев.7.1 и дал.). При приношении жертвы повинности за прокаженного были особенные обряды с кровью (Лев.14.14,25).

Наконец, в Лев.5.1 и дал. упоминаются некоторые жертвы, носившие одновременно характер жертв за грех и повинности; они были трех родов:

1. если кто-нибудь, несмотря на клятву, скрыл на суде то, что он видел и слышал (Лев.5.1),

2. если кто-нибудь по неведению осквернился прикосновением к чему-нибудь нечистому (Лев.5.2,3).

3. если кто легкомысленно поклялся (Лев.5.4).

В этих случаях, если согрешивший сознал и признал свое преступление, предписана была в жертву овца или коза (или, в случае бедности, два голубя или мелкая мука; Лев.5.7,11), каковая жертва ясно называется жертвою за грех в Лев.5.1,11, но в Лев.5.6,7, называется также жертвою повинности.

Однако, несмотря на указанную и здесь, и в Лев.7.7 родственность обоих этих родов жертв, из специальных установлений для каждой из них достаточно ясно видно, что в основном они различались. Бывали даже случаи, когда предписывались и те, и другие жертвы, напр., Лев.14.12, Лев.19.22,24 и дал., Чис 6.11 и дал. Обряды, отличающие жертвы за грех не сопровождали жертвы повинности; возмещения, которые добавлялись к жертвам повинности, отсутствовали у жертв за грех; роды жертвенных животных при жертвах за грех были более разнообразны; и, наконец, жертвы повинности были всегда для специальных случаев, в противоположность многим жертвам за грех. Главное различие между обоими родами жертв определяют так: жертва за грех более имела в виду греховное свойство поступка или вины, являющуюся преградой между человеком и Богом, для разрушения которой нужно было примирение; жертва же повинности рассматривала грех, как проступок, как нарушение прав Бога и ближнего, которое требовало возмещения. Эти жертвы показывают, как, соответственно в Новом Завете, за нас Христос сделался грехом (жертвою за грех, 2Кор 5.21); как Он сделался для нас клятвою (Гал 3.13) и навсегда действенной жертвою за грех (Евр 10.12), Агнцем Божиим, Который берет на Себе грех мира (Ин 1.29) и Сам, как жертва повинности, возвращает Богу и человеку все то, что было утеряно вследствие грехопадения, с избытком – «отдал сполна и приложил пятую долю».

«Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5.20).

Комментарии для сайта Cackle