Евангелие от Луки
Евангелие от Луки Так с древних времен называется третье из Евангелий, автор которого, не упоминающий о себе самом, указывает, в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия, существование нескольких повествований о жизни и деятельности Иисуса (Лк 1.1 и далее); что побудило его, по тщательном исследовании», написать своему другу Феофилу то же самое, но возможно точнее и полнее. Следовательно, Лука собирал подробные сведения от очевидцев, и, возможно, написал свое Евангелие под руководством или наблюдением ап. Павла. Некоторые толкователи усматривают в этом Евангелии характерные особенности ап. Павла, так как автор излагает те дела и речи Христа, которые свидетельствуют о благодати Божией, спасительной для всех людей и рисует Иисуса Спасителем не только евреев, но и всех людей. Также замечают, что это Евангелие приводит родословие Иисуса от самого Адама с целью показать, что Иисус – Сын человеческий. Лютер говорит: «Лука, как будто, хочет сделать Христа общим для всех народов, поэтому он доводит его родословие до самого Адама: таким образом он хочет доказать, что этот Христос принадлежит не только евреям, но и Адаму с его семенем, т.е. всем народам мира». Только Лука приводит рассказы о грешнице (Лк 7.36 и дал.), о Закхее, о фарисее и мытаре (Лк 18.9 и дал., Лк 19.1 и дал.), о разбойнике на кресте и притчи в 15 и 16 главах. Сравни также слова Иисуса в Лк 24.46 и дал., Лк 4.24 и дал. относительно призыва язычников. Как на особенность Евангелия от Луки можно указать на повествование о рождестве и молодости Иисуса, рождении Иоанна Крестителя, некоторые подробности страданий и воскресения Иисуса и рассказ о Его вознесении на небо. Время написания Евангелия от Луки определяется двумя годами ранее книги Деяний Апостолов, около 62 или 63 года по Р. Хр. Срав. «Евангелие».