Эрик Нюстрем (протестант)

Синай

Синай гора, на которой Иегова явился Израилю в огне и дыму, и где Он дал Свой закон (Исх 19.2 и дал., Чис 3.1, Втор 33.2, Деян 7.30, Гал 4.24). Эта гора называется также горой Божией, Хоривом, где Господь в первый раз говорил с Моисеем из горящего тернового куста (Исх 3.1 и дал., срав. Втор 1.6, Втор 4.10,15). «Господь на Хориве говорил к вам из среди огня». К этой горе пришел также и Илия после сорокадневного пути (3Цар 19.8); (см. также Исх 33.6, 3Цар 8.9). Хорив, или Синай, был расположен поблизости стоянки Рефидим, что видно из Исх 17.1,6, где говорится, что, когда народ просил там воды, то Моисей, по приказанию Господа, ударил в скалу Хорива, и из нее потекла вода. По Исх 17.1, Исх 19.1 и дал., сыны Израилевы пришли к Рефидиму из пустыни Син, а из Рефидима двинулись далее и расположились станом против Синая, где и оставались почти целый год: с третьего месяца первого года, после исхода из Египта до 20-го дня во втором месяце второго года (Исх 19.1, Чис 10.11, срав. Втор 1.6). Значение названия Хорив, т.е. сухость, пустынность, указывает на скалистую пустыню и лишенные растительности горы; название Синай объясняется одними как «многовершинная гора», другими, как гора, посвященная богу луны, т.к. богу луны под названием Син поклонялись не только вавилоняне, сирийцы и ассирийцы, но также и арабы, и на горе Хорив-Синай было капище бога луны, где язычники арабы еще в шестом столетии после Р.Хр. справляли праздник новолуния. В связи с этим, указывается также, что гора Синай еще до издания Закона называлась горою Божией (Исх 3.1, Исх 4.27, Исх 18.5, срав. Исх 3.12), а после этого стала называться «горою Господней» (Чис 10.33).

Синайской пустыней называется вышеупомянутая пустыня, в которой израильтяне расположились станом, против Синайской горы, и оставались там целый год, в продолжение которого они приняли через Моисея закон (Исх 19.1); там же весь народ был исчислен Моисеем (Чис 1.19). Если предыдущая стоянка Рефидим была расположена близко от Синая или Хорива, то эта была еще ближе, так что нужно было предостерегать народ от восхождения на гору или прикосновения к ее подошве; для большей предосторожности Моисей даже получил приказание провести черту вокруг горы (Исх 19.12,23).

На эту Синайскую гору окутанную густыми облаками, перед собранным у подошвы горы народом, снизошел Иегова, окруженный тьмами ангелов (Ср. Втор 33.2, Пс 67.18 с Деян 7.38,53, Гал 3.19, Евр 2.2), с молнией и громом и сильными трубными звуками (Исх 19.16 и дал., срав. Евр 12.18 и дал.). Оттуда Он изрек десять заповедей Закона (Исх 20.1 и дал.) и дал Моисею, единственному человеку, который был на горе в продолжение сорока дней и ночей (Исх 24.18), множество предписаний, касающихся общественной жизни народа, устройства скинии, служения священников и жертвоприношений (Исх 21.1Исх 31.1); после этого Моисей спустился с двумя скрижалями Завета (Исх 31.18, Исх 32.15,16), но при виде золотого тельца, исполненный негодования, разбил их (Исх 32.19); потом Моисей высек две новые скрижали, на которых Бог вновь начертал десятисловие, после вторичного сорокосуточного пребывания Моисея на горе (Исх 34.1,28, срав. Втор 9.9, Втор 10.4). Прочие постановления, которые были даны на Синайской горе, записаны в книгах Моисеевых, без определенного порядка, с вставленными между ними историческими записями (Ср. Лев.7.38, Лев.25.1, Лев.26.46, Лев.27.34, Чис 3.1–5,14, Чис 5.23, Чис 29.1). В других местах приводятся откровения и постановления, которые Бог дал Моисею не на горе, а в Синайской пустыне в поставленной Моисеем скинии вне стана, о которой говорится в Исх 33.7 и дал.; См. Исх 34.34 и дал., Лев.1.1, Чис 1.1, Чис 3.14, Чис 9.1.

В Синайской пустыне, прежде чем принять скрижали Завета, Моисей принес жертву Завета, которою он посвящал народ Господу и обязывал исполнять Закон (Исх 24.1). Он поставил у подошвы горы жертвенник и двенадцать камней, по числу колен израилевых. Израильские юноши закололи тельцов и принесли жертвы всесожжения и мирные жертвы; взяв половину крови, Моисей окропил жертвенник. Затем он прочел книгу Завета народу, который обещал исполнять написанное в ней. После этого остальной кровью Моисей окропил народ, говоря: «вот кровь Завета, который Господь заключил с нами» (Исх 24.3 и дал.). В Евр 9.19 и дал. сказано, что он и самую книгу окропил кровью.

В Синайской пустыне израильтяне праздновали во второй раз праздник Пасхи, через год после первой Пасхи в Египте (Чис 9.1 и дал.).

В Гал 4.24 и дал. Павел сопоставляет гору Синай, рождающую в рабство, – прообразом чего служила Агарь (слово Агарь, по-арабски Хаджар, означает скала) и вышний Иерусалим, прообразом которого служила Сарра: сын ее получил наследие, тогда как сын Агари был изгнан. Таким же образом в Евр 12.18 и дал. сравнивается страшная гора Синай с дивною горою Сионом.

О местоположении библейского Синая существует довольно полное единогласие в том, что его надо искать где-нибудь в цепи высоких горных вершин, называемых арабами «Джебель-ель-Тур» или «Тур Сина». Этот ряд вершин на подобие громадной кафедры возвышается из середины гранитных гор, в южной части Синайского полуострова, между двумя заливами Красного моря. Вся эта горная цепь состоит из трех параллельных гребней, тянущихся в направлении с северо-запада на юго-восток. Самый западный из них, между Вади Талах на западе и Вади Ледиа на востоке, называется Джебель-ель-Хамр; его южная вершина называется Екатерининской горою. Средний гребень, собственно Синай, между Вади-Ледиа на западе и Вади-Шаиб на востоке, имеет две значительные вершины; северная называется Рас Сафсафе и достигает 2000 метров высоты, а южная Джебель Муза (гора Моисея), достигает в вышину 2250 метров. В долине, к западу от этой горы, находится старинный монастырь «ель-Арбани», т.е. сорок, в память 40 мучеников, умерщвленных здесь арабами. Восточный гребень между Вади-Шаиб или Иофоровой долиной на западе и Вади Себаие на востоке имеет несколько вершин: Джебель-ель-Деир на севере; дальше к югу – Джебель Арибех более 2000 метров высоты, и самая южная вершина у плоскогорья Себаие Менаджа – 1800 метров. Между двумя последними горами на склоне спускающемся к Иофоровой долине, расположен знаменитый, населенный десятками греческих монахов, Синайский или Екатерининский монастырь, основанный в 527 г. после Р.Хр. В этом монастыре в 1859 году Тишендорф нашел одну из древнейших рукописей Библии, так называемый «Синайский Кодекс». В монастырской церкви есть часовня, на месте которой, как говорят, находился горящий куст, из которого Бог говорил Моисею. На паперти находится, так называемый, колодец Моисея, из которого Моисей поил овец Иофора. Далее, к югу показывают пещеру Илии (3Цар 19.9). На северном краю Иофоровой долины, находится небольшая возвышенность, так называемый Ааронов холм, где, по преданию, стоял золотой телец. Итак, вся эта местность полна священными воспоминаниями.

Хотя почти все согласны с тем, что средний из вышеупомянутых гребней и есть подлинный Хорив, но все-таки неизвестно, которая из его вершин является той горой, куда нисходил Иегова: северная – Сафсафе или южная – Муза. У подножия Сафсафе простирается обширная равнина «Вади-ель-Раха» длиною в 2,5 км. и шириною в 1 км. У подножия горы Муза также расположено обширное плоскогорье «Вади-ель-Себаие», приблизительно в 4 км. длины от востока на запад и 4,5–6 км. ширины. Древнее предание называет гору Муза подлинной Синайской горой; в таком случае равнина Себаие и является тою Синайской пустыней, в которой находился стан Израиля. Другие же считают Синайской горой северную вершину Сафсафе; тогда Синайской пустыней является обширная равнина Раха. Некоторые же за Синайскую гору принимают гору Сербал, находящуюся на северо-западе от Джебель-Тур, которая хотя и не так высока, как Дже-бель-Муза (2045 метр.), но, кажется, значительно выше последней. У подошвы Сербала однако же нет такого места, которое бы соответствовало указаниям Библии о расположении Синайской пустыни по отношению к Синайской горе. Окрестности Сербала также не имеют такого количества пастбищ, которое было нужно для больших стад многочисленного кочевого народа в течение целого года. Равнина же Раха и примыкающая к ней долина Вади-ель-Деир, вполне соответствуют библейскому описанию, а их расположение по отношению к крутому, почти отвесно возвышающемуся, величественному Сафсафе, делает вполне вероятным, что именно здесь находится «Синайская пустыня» и «Синайская гора». Громадные голые скалы на вершине этой горы в течение нескольких месяцев бывают покрыты снегом, в то время, как в долинах цветут благоухающие растения, зеленеют обильные пастбища и шумят потоки. (Ср. Исх 32.20, Втор 9.21). Может быть, обе вершины, Сафсафе и Муза, заключаются в названии Синай, но вершина Муза особенно имеется ввиду, например, во Исх 19.17, где говорится, что Моисей вывел народ из стана (из равнины Раха) и стали (на равнине Себане) у подножия горы (Джеб-ель-Муза).

Уже в первых столетиях нашего летосчисления началось паломничество к «Божией горе Хориву» и Синайские пустыни стали прибежищем для множества отшельников и монахов. В Вади Фейран, при подошве Сербала, вырос город того же имени, от которого еще и доныне сохранились значительные развалины. Таким образом, эти пустынные долины стали возделываться и оживились, благодаря поселенцам и приезжающим туда толпам паломников. Происхождение так называемых «синайских надписей», которые в огромном числе высечены язычниками и христианами на скалах в разных местах вокруг Синая, относится к ближайшим столетиям до и после Р.Хр. Особенно много их находится в долине Вади-Мукаттаб (т.е. исписанная долина), получившей свое название от этих надписей, которая на северо-западе сливается с Вади-Фейран. Эти надписи, большею частью, состоят из кратких изречений, а иногда только из имен с изображением креста.

Комментарии для сайта Cackle